Внимание – каждой детали
Несколько ценных экспонатов обновили для Брестского музея железнодорожной техники работники предприятий отделения. В частности, специалисты вагонного депо выполнили капитальный ремонт четырехосного крытого вагона 1929 года выпуска.
Учитывая «возраст» раритета, деповчанам было непросто вернуть ему достойный внешний вид. Однако с этой задачей они справились успешно: заменили крышу, все деревянные элементы. Снаружи кузов покрасили темно-коричневой краской. Также специалисты автотормозного участка перебрали тележки и заменили в них некоторые конструкции. Все детали они по возможности старались сохранить.
Глядя на него, не верится, что в следующем году экспонату исполнится 90 лет. Он был выпущен на Брянском паровозостроительном заводе, который в 1923 году был переименован в «Красный Профинтерн» и носил это название до начала Великой Отечественной войны. Выпуск подобных четырехосных крытых вагонов грузоподъемностью 50 т (при собственном весе 23,4 т) на предприятии освоили в 1929 году. Они получили широкую популярность – использовались для перевозки различных грузов, которые необходимо было защитить от осадков.
Подобных вагонов в бывшем СССР – единицы, на Белорусской их осталось всего два – в Брестском и Барановичском музеях железнодорожной техники. Для данного экспоната уже подготовили оригинальную эмблему завода-изготовителя и табличку, на которой отражена краткая техническая информация о вагоне.
Он оборудован двумя двухосными тележками так называемого поясного типа – по способу соединения рамы с колесными парами. Конструкция тележки имеет три пояса – верхний, средний и нижний. Основные ее элементы – надрессорная балка, пружины (рессоры) и подрессорная балка (или поперечная связь). В грузовых тележках современных вагонов не используется подобная конструкция. А тогда она была очень распространена из-за простоты и надежности. Примечательно, что вагон оборудован воздухораспределителем старого типа (№ 135). В процессе обновления в вагонном депо Брест такого не нашлось, поэтому специалисты установили современный.
Особого внимания заслуживает букса с подшипниками скольжения польстерного типа (так они называются благодаря устройству смазывающих приспособлений). Она сконструирована таким образом, что смазка (осевое масло) из нижней части буксы на шейку оси подается с помощью польстера и специального материала – шерсти. Открыв смотровую крышку буксы, можно проверить уровень масла. Это раньше делали смазчики, которые на крупных узловых станциях во время стоянки поезда добавляли масло в буксы с помощью лейки.
В Брестском отделении такие вагоны активно эксплуатировались на протяжении нескольких десятилетий. Еще совсем недавно их использовали для съемок фильмов о Великой Отечественной войне.
Еще один экспонат Брестского музея – паровой грузоподъемный кран ПК6 – обновили работники предприятия «Брестгрузтранслогистик». Он был выпущен в 1951 году на Кировском машзаводе «1 Мая».
Такие краны производились с 1946-го по 1953 год и были оснащены крюком и грейфером. Привод всех механизмов осуществляется от горизонтального сдвоенного реверсивного парового двигателя посредством зубчатых передач. Торможение груза при спуске производится механическим способом и паровым двигателем. Все элементы специалисты восстановили.
Ходовая часть крана состоит из двухосной железнодорожной платформы, обе оси которой имеют ведущий привод. Рама ходовой тележки через рессоры опирается на буксы колесных пар. Поскольку машина имела короткую колесную базу, могла использоваться в кривых малого радиуса. На таких кранах работала бригада в составе машиниста и кочегара.
Юрий ФЕДОРЕНКО