Есть потенциал – будет развитие
Активно начался нынешний год для коллектива цеха эксплуатации локомотивного депо Барановичи. Об этом красноречиво говорят цифры: за четыре месяца объем работы локомотивных бригад составил 3440 млн. тонно-километров, выросла среднесуточная производительность локомотива и количество проведенных поездов.
Такой труд и высокий уровень профессионализма барановичских локомотивщиков дают закономерные результаты – по итогам минувшего года цех эксплуатации депо стал лауреатом престижной дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича.
– Мы очень гордимся этим достижением, – отмечает заместитель начальника депо по эксплуатации Василий Дробыш. – Кроме того, за минувший год при безусловном обеспечении безопасности движения поездов цехом эксплуатации Барановичского локомотивного депо работа по перевозке грузов выполнена на 110% к уровню предыдущего года, проведено 27 тыс. грузовых поездов.
Подвижной состав – тепловозы 2ТЭ10, 2М62, ТМЭ1, ТМЭ3, дизель-поезда, электропоезда, электровозы серии ВЛ80С, а также современные электровозы серии БКГ: 12 двухсекционных БКГ1 и 18 односекционных БКГ2. Кстати, первыми эти локомотивы, оснащенные электронными и компьютерными системами, осваивали именно барановичские машинисты. Конечно, это потребовало серьезной подготовки: вначале группа специалистов проходила обучение в Китае, затем – в своем подразделении. Зато сейчас управлять этими локомотивами может любая из локомотивных бригад. Кроме того, с участием барановичских локомотивщиков разработано руководство по эксплуатации электровозов БКГ2, а также учебник по электровозу БКГ1, которыми в настоящее время пользуются специалисты всей Белорусской железной дороги.

Один из лучших работников цеха эксплуатации локомотивного депо Барановичи – машинист-инструктор Михаил Коваль
Обеспечивать стабильную работу коллективу помогает и высокий уровень технических знаний. Для обучения локомотивных бригад, повышения квалификации и проведения технических занятий в депо силами работников цеха эксплуатации создана целая серия тренажеров – тренажер электровоза ВЛ80С, автотормозной тренажер, тренажер системы автоведения поезда, автоматической локомотивной сигнализации и другие. Серьезный подход – и к организации технических занятий.
– Обязательно проводим опрос согласно темам, утвержденным для проведения техзанятий, тщательно анализируем информацию из системы контроля за безопасностью движения поездов, а также поступившую от коллег из других депо. изучаем передовые методы вождения поездов, инструкции, техническо-распорядительные акты станций.
В специально оборудованных кабинетах подробно разбираем способы скорейшего выявления и устранения неисправностей локомотивов и МВПС, – рассказывает машинист-инструктор Михаил Коваль. – Кроме того, машинисты и помощники сами регулярно повышают знания, подают предложения по улучшению работы.
Стаж Михаила Владимировича в депо – больше 20 лет. Он пользуется заслуженным авторитетом у коллег и руководства предприятия. Начинал слесарем и прошел все ступени – помощник машиниста, машинист локомотива, машинист-инструктор. Благодаря приобретенному опыту и знаниям он может проконсультировать локомотивные бригады по любому вопросу. Делятся секретами мастерства с молодым поколением и машинисты-инструкторы Александр Нечай и Олег Слепкарев, а также более опытные машинисты – в их числе Геннадий Скурат, Эдуард Бутрим. У таких наставников – достойные ученики. К примеру, в этом году победу в профессиональном конкурсе среди машинистов электропоездов завоевал представитель депо Дмитрий Крупина. На предприятие он пришел в 1997 году. Начинал слесарем-электриком по ремонту электрооборудования, затем, окончив курсы помощников машиниста тепловоза и электровоза, трудился на грузовых локомотивах. И снова – учебные курсы, а с 2002 года в его биографии началась новая трудовая ступень – уже в пассажирском движении. Семь лет работал помощником машиниста электропоезда, а с 2009-го водит пассажирские составы самостоятельно.
– Работа машиниста электропоезда имеет специфику. Локомотивная бригада в течение всего рейса находится в контакте с пассажирами. Поэтому очень важно соблюдать установленный этикет, быть предельно вежливыми и корректными.
А главная наша задача – точно по графику и без происшествий довести поезд к месту назначения, – отмечает собеседник.
Таких как он, профессионалов своего дела, в коллективе цеха много. Случайные люди здесь не задерживаются.
– В нашей профессии без технического склада ума никак, – размышляет машинист тепловоза Сергей Литвинов. – Настоящему мастеру недостаточно на «отлично» знать локомотив. Его нужно уметь любить, чувствовать. А что касается сложности и напряженности, эти факторы тренируют выдержку и готовность принять правильное решение в любую секунду.
На магистрали цех эксплуатации локомотивного депо Барановичи один из самых крупных – как по количеству локомотивных бригад, так и по сериям обслуживаемого подвижного состава. Сегодня здесь работают 445 человек, из них 265 машинистов и 180 помощников машинистов. Ежедневно в поездки отправляются более 30 локомотивных бригад. Плечи обслуживания – от Орши до Лунинца, Слуцка, Лиды, Гродно.
Важная часть эксплуатационной работы – расшифровка. Ведь скоростемерная лента – своего рода «черный ящик», где находится вся информация о поездке машиниста.
– Мы занимаемся расшифровкой лент скоростемеров и электронных носителей информации. Традиционные ленты расшифровываются вручную, – рассказывает техник-расшифровщик Светлана Волосевич. – А электронные носители – на компьютере при помощи специальных программ. Определенные технологии дают возможность быстро и точно определить километр, где было допущено нарушение, установить сопутствующие обстоятельства. Все недостатки регистрируем.
Под постоянным контролем находится и график работы локомотивных бригад. За него отвечают четыре нарядчика – незаменимые помощники старшего нарядчика Ирины Ващилко. Ирина Павловна в депо – более двадцати лет. Здесь же трудятся ее муж Тадеуш Аркадьевич и два сына: старший Вячеслав – электрогазосварщиком, младший Олег – машинистом тепловоза. Термины – «подвязка», «вызов», «отмена» у Ирины Павловны давно на слуху, да и о работе локомотивных бригад она знает не понаслышке.
– Важно не только четко следовать графику, но и быстро решать такие проблемы, как срочная замена бригад или их внеплановая ротация. Кто-то заболел или что-то случилось дома, в семье, человек не может выйти в рейс, и нарядчик обязан найти замену, – делится профессиональными секретами Ирина Ващилко. – Сейчас помогает компьютерная программа АРМ-нарядчик, в которой концентрируется информация о персонале. А ведь еще пару лет назад все данные надо было держать в голове.

Машинисты-инструкторы локомотивных бригад Александр Нечай и Геннадий Дунец, заместители начальника депо Василий Дробыш и Петр Кравчук
В эту же систему нарядчики заносят заполненные маршруты бригад, их отработанные часы, следят за графиком движения поездов, чтобы не было сбоев. Собеседница признается, что без точных расчетов не обойтись, ведь пять человек работают более чем с 200 бригадами: планируют график, выходные, фиксируют больничные листы, ведут учетно-отчетную документацию.
– Да, от нарядчика многое зависит. Бригад много, и могут возникать различные нюансы. Но Ирина Павловна отлично с этим справляется. Для всех нас она уже как член семьи: если надо, напомнит о явке, поинтересуется: здоров ли, как настроение? – отзывается о коллеге машинист-инструктор Константин Матюх.
к созданию комфортных условий для локомотивных бригад в депо относятся с особым вниманием: в доме отдыха локомотивных бригад оборудована комната психологической разгрузки, работает психолог. В здании цеха сделан современный ремонт.
– Главный залог нашей успешной работы – дисциплина, – подчеркивает заместитель начальника депо по эксплуатации Василий Дробыш. – Плюс – наблюдательность, терпение и усидчивость. Ведь в рейсе машинистам приходится несколько часов подряд вести поезд, при этом быть максимально сосредоточенными, постоянно находиться в напряжении.
Василий Владимирович с гордостью отмечает, что в текущем году цех эксплуатации локомотивного депо Барановичи также работает без серьезных замечаний. В приоритете – обеспечение безопасности движения. Улучшились показатели выполнения тонно-километровой работы. Кроме того, в этом году под руководством опытных наставников уже пять помощников сдали экзамен на машиниста локомотива и 12 человек из числа слесарей – на помощника машиниста локомотива.