Выглядит «с иголочки»
Самый старый тепловоз Брестского музея железнодорожной техники обновили в восстановительном поезде Брест.
Сейчас локомотив серии ТЭ1-20-165 выглядит «с иголочки»: железнодорожники покрасили кузов, элементы экипажной части, а также восстановили основные узлы и механизмы. Данный тепловоз выпущен в 1948 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения (локомотивы этой серии здесь начали производить годом раньше). Несмотря на свой возраст, он по-прежнему привлекает внимание посетителей. Вовсе не скажешь, что «отбегал» тысячи километров по стальным магистралям.
Максимальная скорость машины – 100 км/ч, а служебный вес – 123,9 тонны. При выпуске тепловозов этой серии в Харькове на них размещали красную звезду и барельеф с изображением И. В. Сталина. В брестском музее тоже планируют установить данный элемент, чтобы тепловоз максимально сохранил историческую достоверность.
У него интересная судьба: в Беларусь попал в начале 1990-х годов с Октябрьской железной дороги. До этого в музейных коллекциях отечественной магистрали такого локомотива не было. Его удалось обменять у россиян на тепловоз ЧМЭ3. Что удивительно: в настоящее время сохранилось немного таких машин – аналогичная техника, к примеру, есть в железнодорожных музеях Узбекистана, Монголии, на Московской и Октябрьской магистралях.
ТЭ1 построен на базе американского тепловоза RSD-1 (или ДА), который выпускался фирмой American Locomotive
Company (АЛКО) с 1942-го по 1946 годы. Изначально локомотивы предназначались для Ирана, но с июня 1945 года стали поступать в Советский Союз по ленд-лизу (государственная программа, по которой США поставляли союзникам во время Второй мировой войны боевые припасы, продовольствие и технику). В СССР таким машинам присвоили обозначение ДА (дизельный локомотив компании АЛКО, изначально ДА20).
В 1947 году по указанию Иосифа Сталина на базе тепловоза ДА была разработана серия тепловозов ТЭ1, практически повторяющая конструкцию своего американского прототипа. В проект внесли изменения в связи с переводом футов и дюймов на метрическую систему. Советские конструкторы изменили диаметр движущих колес, цилиндров и ход поршней дизеля, заменили тормозное оборудование, а также некоторые другие параметры.
За три года на Харьковском заводе транспортного машиностроения выпустили около 300 тепловозов ТЭ1. Все они были капотного типа и использовались в основном в грузовом движении, хотя частично были задействованы и в пассажирском.
К концу 1980-х – началу 1990-х эксплуатацию всех тепловозов ТЭ1 на железных дорогах СССР прекратили. Что касается Белорусской магистрали, на ней локомотивы ТЭ1 не работали. А вот машины серии ДА (номера 2016, 2022 и 2036) были в локомотивном депо Минск, а также использовались для нужд ПМС-71 в Радошковичах.
Увеличение веса поездов требовало повышения мощности локомотивов. И на смену ТЭ1 в Харькове выпустили новый тепловоз ТЭ2.
Юрий ФЕДОРЕНКО