В приоритете – безопасный труд
Создание здоровых и безопасных условий труда, новые подходы к профилактике несчастных случаев на производстве, а также организация медицинского обслуживания работников железнодорожного транспорта. Эти и другие вопросы обсудили в Бресте участники дорожного совещания по охране труда под председательством главного инженера Белорусской магистрали Валерия Шубадерова.
Своими наработками в этой сфере поделились представители службы охраны труда и промышленной безопасности, профильные специалисты структурных подразделений и организаций, главные инженеры отделений магистрали, а также коллеги из ОАО «РЖД». В мероприятии также приняли участие специалисты Департамента государственной инспекции труда Минтруда, Транспортной инспекции Минтранса, Минздрава и БелГУТа.
Приветствуя участников, Валерий Шубадеров напомнил, что это совещание является неотъемлемой частью совместной профилактической работы, направленной на повышение уровня знаний, улучшение условий труда железнодорожников. Он обратил внимание на проблемные вопросы в этой области и пути их решения. Также рекомендовал определиться с дальнейшими направлениями совершенствования деятельности по охране труда.
По мнению Валерия Николаевича, основные причины несчастных случаев на Белорусской магистрали – нарушение потерпевшими требований охраны труда, а также применение на предприятиях неисправного оборудования. Недостаточно внимания уделяется качеству обучения специалистов безопасным методам и приемам работы. Чтобы избежать травм и не причинить вред своему здоровью, важно строго соблюдать производственную дисциплину.
Многие организации магистрали в этой сфере добились хороших результатов. Главный инженер дороги поздравил их коллективы и вручил дипломы победителям и призерам дорожных конкурсов и соревнований по охране труда. Первые места присуждены Витебскому отделению и Конструкторско-техническому центру. Также отмечен труд инженера по охране труда Барановичской дистанции пути Алексея Серикова. В числе лучших – Рельсосварочный поезд № 10 станции Орша, где рабочее место оператора по правке рельсов содержится в образцовом порядке по уровню охраны труда и культуры производства.
На Белорусской магистрали принимаются последовательные меры и разрабатываются новые подходы, направленные на снижение количества несчастных случаев на производстве. Минувший год не стал исключением. Как отметил начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро, в 2017-м зафиксировано 16 таких фактов (в 2016-м – 17), пострадали 18 работников, из них 1 – со смертельным исходом и 8 – с тяжелым. Наиболее травмоопасными на магистрали стали профессии слесаря-ремонтника, механизатора комплексной бригады, монтера пути, монтажника связи-спайщика, электромонтажника СЦБ, старшего электромеханика, машиниста грузоподъемного крана и помощника машиниста тепловоза.
Юрий Александрович акцентировал внимание, что основными причинами несчастных случаев стали нарушение потерпевшими требований охраны труда, личная неосторожность, невыполнение руководителями обязанностей по охране труда. Кроме того, работники магистрали получали травмы в дорожно-транспортных происшествиях, при работе на неисправном оборудовании и от противоправных действиях посторонних лиц. Статистика свидетельствует, что наиболее подвержены травмированию железнодорожники в возрасте от 25 до 45 лет, со стажем работы свыше десяти лет.
Внедренные в промышленную эксплуатацию автоматизированные системы «Охрана труда» и «Контроль состояния промышленной безопасности» показывают эффективность их использования. Они позволяют жестко контролировать проведение инструктажей и проверку знаний, анализировать нарушения требований охраны труда, организовывать дополнительное изучение с отработкой практических навыков.
На магистрали совершенствуются указанные системы в части использования биометрической фиксации прохождения инструктажей и проверки знаний. Это позволит решить вопросы допуска железнодорожников на рабочие места с выполнением всех требований соответствующих законодательных актов.
Благодаря применению трекеров и других аналогичных устройств удаленно можно контролировать местонахождение техники и сотрудников, а также положение дверей в высоковольтных трансформаторных подстанциях. Кроме того, осуществляется видеозапись процедуры допуска бригад дистанций электроснабжения к выполнению работ в электроустановках. На дороге внедрен также ряд систем для контроля соблюдения норм безопасного выполнения работ. Прежде всего это оборудование для видеонаблюдения. В качестве примера на совещании отметили такую систему на станции Молодечно. По мнению Юрия Гимро, учитывая ее технические возможности, она была бы полезной для использования в области охраны труда. Главный инженер дороги Валерий Шубадеров поручил разработать нормативный акт по данному вопросу.
На совещании также представили видеоматериал про уникальную страховочную систему от падения с полувагона, которую разработали в Барановичском грузовом центре транспортной логистики совместно со службой охраны труда и промышленной безопасности магистрали. Новшество включает в себя уже существующие и применяемые средства индивидуальной защиты и анкерную стойку для полувагона.
О принимаемых мерах по снижению уровня травматизма в ОАО «РЖД» рассказали гости из соседней страны. В частности, опытом сотрудничества с белорусскими коллегами поделился начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Северной магистрали Артем Антоненко. Он отметил, что на полигоне дороги в течение трех последних лет удается реализовывать концепцию нулевого смертельного травматизма. В перспективе предстоит развивать систему управления охраной труда, основанной на современных методах и подходах и лучшем отечественном и зарубежном опыте с соблюдением условий безопасного производства работ.
На Северной железной дороге в трех Дирекциях (тяги, управления движением и инфраструктуры) планируют реализовать амбициозную задачу: в течение пяти лет вывести всех работников из вредных и опасных условий труда. По мнению Артема Викторовича, это сложная, но вполне достижимая цель. На дороге более 600 женщин работают во вредных условиях, их предполагается перевести на другой вид деятельности.
Определенных успехов позволила добиться реализация комплексной системы оценки состояния охраны труда.
По мнению Артема Антоненко, ее эффективность заключается в фиксировании любых нарушений, допущенных работниками на том или ином участке. Также на Северной магистрали завершают внедрение автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами. Она позволит в реальном времени контролировать профилактику производственного травматизма.
Тему коллеги продолжил начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Сергей Саврико. Он отметил, что в компании большое внимание уделяется системе управления охраной труда. По его словам, за прошлый год количество случаев травматизма уменьшилось на 11%. Сергей Владимирович подробно остановился на внедряемой системе управления профессиональными рисками, которая направлена на предотвращение несчастных случаев на производстве. Причем в Дирекции тяги заботятся о безопасном труде всех: от нижнего звена до инженерно-технических специалистов и руководителей.
Об организации медицинского обслуживания тружеников Белорусской магистрали рассказала руководитель Республиканского центра медицинского обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Светлана Тузина. Она обратила внимание на недостаточную мотивацию работников дороги для своевременного прохождения лечения и оздоровления. К примеру, заболеваемость представителей локомотивных бригад выше, чем в среднем по Белорусской.
Заместитель начальника отдела службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский отметил, что на 1 июня 2018-го на железной дороге насчитывалось несколько тысяч потенциально опасных объектов. По его мнению, большую работу по их диагностике с соответствующей лицензией выполняет отдел технического диагностирования и испытаний объектов повышенной опасности Центра испытаний и технического аудита КТЦ магистрали. Только за прошлый год его специалисты провели 458 диагностирований грузоподъемных кранов и 143 – сосудов, работающих под давлением. Соответствующие вопросы по профильной деятельности обязательно рассматриваются при проведении Дней охраны труда.
На магистрали разрабатываются элементы новой системы «Контроль сотрудников на железнодорожном пути». Специальное GSM-оборудование способно контролировать дислокацию человека, а также определять его физическое состояние и передавать данные диспетчеру. Также нововведение позволит предупреждать руководителя работ о приближении поездов. В целом система обеспечит безопасность персонала магистрали.
В здании вокзала станции Брест-Центральный, где проходило совещание, организовали выставку, на которой участникам мероприятия представили образцы различного специального оборудования, инструмента и средств индивидуальной защиты. В прошлом году на Белорусской проведена опытная эксплуатация спецодежды и обуви для защиты работников дистанций электроснабжения от термического влияния электрической дуги и наведенного напряжения. Сейчас железнодорожники уже на практике применяют такие спецкомплекты.
Юрий ФЕДОРЕНКО