«Главное, ребята, сердцем не стареть!»
Пролетают годы-километры,
Оставляя в наших душах след,
Дуют в лица нам шальные ветры –
Вестники прошедших, самых лучших лет.
Такими стихотворными строками начал письмо в редакцию ветеран Барановичской дистанции сигнализации и связи Николай Хвасько. Магистрали он отдал больше сорока лет жизни. Двадцать из них трудился старшим электромехаником. Обслуживал устройства СЦБ на участке Негорелое – Барановичи и электрической централизации на станциях Колосово, Столбцы, Городея, Погорельцы. Николай Гаврилович признается: за эти годы многому пришлось научиться и многому учить других. Но в эти июльские дни, когда вся страна праздновала 74-ю годовщину освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, все чаще вспоминает ветеран о своем детстве, опаленном войной.
«Словно поезд отправляется от дальней станции и стремительно набирает ход, время уносит в прошлое годы военного лихолетья. Все меньше остается живых участников боевых сражений, да и мы – «дети войны» – уже разменяли не один десяток лет. Летом 1941-го мне было всего 5. В то время наша семья жила на хуторе у деревни Полоная Кореличского района. Хозяйство было крепкое: корова, лошадь… Но с приходом оккупантов жить стало трудно, начался голод. По ночам шли перестрелки немцев с партизанами. А днем фашисты устраивали погромы, грабили местных жителей. Над нами, детьми, они потешались: помню, однажды начали бросать конфеты в яму с колючей проволокой. Мы, изголодавшие, не видевшие сладостей, бросались за ними без оглядки. Так я серьезно ранил ногу. В 1944 году, после освобождения Беларуси, отца призвали на фронт. С боями он дошел до Кенигсберга, был ранен, всю жизнь потом ходил на костылях. Шрам от войны есть и на моем теле: после на полях осталось много патронов, невзорванных гранат. Одну из них мы, мальчишки, решили разобрать. Меня отвезли в медпункт, но осколок так и остался. Извлекли его только спустя несколько лет.
Тяжелым было и послевоенное время: мне, девятилетнему мальчишке, как старшему из четырех детей, приходилось помогать по хозяйству. В школу ходили за семь километров. В восемнадцать призвали на срочную службу – проходил ее на Северном флоте в Североморске. В 1957 году после обучения в Брестской дорожно-технической школе пришел электромехаником СЦБ в Барановичскую дистанцию сигнализации и связи. Начинал трудовую биографию на станции Колосово. Затем окончил Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта по специальности «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Моя работа всегда была напрямую связана с автоматикой: в частности, с внедрением новейших устройств телемеханики и связи на участках и станциях магистрали. Маршрутно-контрольные устройства с ключевой зависимостью были понятны и надежны, они исключали ошибку не слишком грамотного стрелочника, но суета с сигнальными ключами не могла устранить главный недостаток той системы – ручное управление стрелками и сигналами маршрута поезда. Приходилось самому разбираться в хитросплетениях схем электрозамков, централизаторов, сигнальных рукояток, релейных распорядительных и контрольных аппаратов. На моих глазах сменилось уже три поколения систем централизации. Начинал, когда поезда еще тянули паровозы, затем стоял у истоков тепловой тяги и электрификации железной дороги. Участвовал в строительстве новых участков электрификации во всех направлениях. За годы работы понял одну прописную истину: труд электромеханика, следящего за бесперебойной работой устройств СЦБ, – огромная ответственность. А когда речь идет о движении поездов, внимание и сосредоточенность важны вдвойне. Эсцэбисты отвечают за правильную и надежную работу осуществляющего пропуск встречных поездов оборудования – светофоров, стрелочных переводов, их автоматическую работу. А это требует от железнодорожника высокого профессионализма, умения читать электрические схемы, логически мыслить, быстро реагировать на сбои в работе техники. Порой, выезжая на повреждение, эсцэбист не знает, что именно вышло из строя, поэтому берет с собой большое количество инструментов и запасных частей. При этом порой электромеханики проходят не один десяток километров. А на месте нужно максимально быстро определить неполадку, при необходимости заменить оборудование, провести ряд проверок и отвечать за пропуск первых поездов. Я неоднократно становился победителем конкурса на звание «Лучший по профессии» в Барановичском отделении, был лауреатом премии имени машиниста В. А. Яцкевича. За многолетний добросовестный труд не раз поощрялся руководством отрасли. Среди наград – Почетная грамота начальника Белорусской железной дороги, грамота Президиума Верховного Совета БССР и нагрудный знак «Отличный работник Белорусской железной дороги». В 1977 году удостоен высшей награды – знака «Почетному железнодорожнику». На магистрали я обрел и семейное счастье: встретил жену Валентину, которая работала товарным кассиром, а затем билетным кассиром на станции Колосово. Вот уже 58 лет мы вместе. Выросли дети, появились внуки, правнуки… Не это ли счастье? Иметь работу, которая приносит удовольствие, радоваться каждой минуте рядом с любимым человеком и с благодарностью принимать все, что дает нам жизнь. Нам, послевоенному поколению, есть что вспомнить и передать молодежи. Главное, ребята, сердцем не стареть!»