Маршрут виртуальный, эффект реальный
Передовые методы обучения локомотивных бригад применяют в Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (Гомельское подразделение).
В нынешнем году в учебной программе появились занятия на тренажерном комплексе тепловоза 2ТЭ10МК. Самое современное обучающее оборудование позволяет машинистам и их помощникам изучить рациональные режимы вождения поездов, приобрести практические навыки поведения в нестандартных и аварийных ситуациях.
…Помощник машиниста Роман Максименко увлечен учебной поездкой на тренажерном комплексе. По заданному маршруту вместе с машинистом ведет поезд по участку Витебск – Полоцк.
– Четыре широкоформатных экрана, имитирующих лобовые и боковые стекла с зеркалами заднего вида, создают панорамную картинку и практически на 100% передают ощущения от движения настоящего локомотива, – делится впечатлениями молодой железнодорожник. – Такие виртуальные поездки добавляют уверенности, а заложенные в сценарий поездки нестандартные ситуации позволяют отработать правильный алгоритм действий.
Реалистичности добавляют полноценный пульт управления, оснащенный комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ-У), приборная панель, звуковые эффекты – обстановка и оборудование кабины тренажерного комплекса полностью соответствуют реальному тепловозу 2ТЭ10МК.
– Большой плюс еще и в том, что в программное обеспечение заложены реально существующие направления, – рассказывает преподаватель цикла дисциплин «Тепловозы» Вадим Примачёв. – В модели каждого маршрута учтено расстояние между объектами, с учетом заданного маршрута размещены переезды, станции, пешеходные переходы и расположенные вблизи железной дороги населенные пункты.
Рядом с учебной кабиной тепловоза расположено место машиниста-инструктора (преподавателя). Со стороны он видит кабину машиниста, положение тумблеров, состояние приборов. Во время виртуальной поездки он имеет право корректировать сценарий поездной обстановки, создавать бригаде сложности и выводить из строя оборудование тепловоза – менять положение тумблеров, закладывать неисправности в электрические схемы или тормозное оборудование. Также выступает в роли дежурного по станции и диспетчера – тренажерный комплекс оснащен радиостанциями.
– Кроме движения с различными видами состава – груженым или порожним – можно задавать другие параметры. Сейчас «поэкспериментируем» с погодными условиями. Смотрите, еще секунду назад на экранах тренажера было яркое слепящее солнце, а сейчас уже гроза, можно позже добавить на определенных участках туман, – демонстрирует возможности умной машины преподаватель. – Можно смоделировать любую нестандартную ситуацию. К примеру, сбои в показаниях светофора, автоблокировки, выезд автомобиля на переезд перед поездом или появление животного на рельсах, повреждение лобового стекла камнем. На тренажерном комплексе отрабатывается и регламент переговоров между машинистом и помощником, а также с дежурным по станции или диспетчером.
Но и это еще не все возможности современного тренажерного комплекса. Например, помощник машиниста может «выйти» в дизельное помещение для проверки работы оборудования. Также локомотивная бригада может сделать полный обход поезда снаружи перед отправлением в рейс, осмотреть состояние ходовой части поезда, провести приемку тепловоза или маневровые работы. Все – как в реальной жизни, только на экране.
В Дорожном центре создана хорошая материально-учебная база для подготовки кадров. Кабинеты оснащены различными макетами, схемами, наглядными пособиями. Ускорить процесс подготовки и повысить его качество помогают и тренажеры. К примеру, на одном из них, предназначенном для отработки навыков управления электровозом ВЛ80с, можно совершить виртуальное путешествие по разным электрифицированным участкам Белорусской железной дороги.
Лидия
СЕРГЕЕВА