Сражаться… чтобы помнить
Реконструкции боевых сражений в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» уже стали традицией. Униформисты – так называют участников этих баталий – приезжают сюда со всей Европы. Среди многочисленных клубов – и группа военно-исторической реконструкции «Шурави» (именно так жители Афганистана называли советских солдат). Это ребята, которые в основном воссоздают эпизоды афганской войны. Среди них есть и железнодорожники – помощник машиниста локомотивного депо Минск Алексей Савич и регулировщик скорости движения вагонов станции Шабаны Алексей Жуков.
…Обстановка на тактическом поле максимально приближена к боевой. Те же амуниция и вооружение. По легенде (а происходящее комментирует репродуктор), отряд моджахедов напал на военный аэродром. Не смолкая, работают минометы и тяжелые пулеметы. От грохота взрывов и выстрелов дрожит земля. В атаку боевики едут на так называемой барбухайке – переделанном легковом автомобиле. Механик-водитель десантной машины принимает единственно верное решение – идти на таран…
Эпизоды этого боя железнодорожник с фамилией маршала вспоминает в подробностях. Для Алексея Жукова он стал первым в «боевой» биографии. О реальностях той войны, как и о битвах Великой Отечественной, молодой человек знает лишь по книгам да рассказам очевидцев. Признается, чтобы добиться полной достоверности, готовиться нужно не одну неделю. Ведь реконструкторы не просто воссоздают военные баталии. Они их изучают.
– В группу «Шурави» я попал благодаря своему другу Виталию Воеводову, с которым когда-то мы вместе занимались на Детской железной дороге. Он не первый год участвует в реконструкциях на «Линии Сталина». Приехал, посмотрел, понравилось. Решил присоединиться, – рассказывает парень. – Начал читать историческую литературу, осваивать тактику боев того времени. Очень много дает общение с единомышленниками: ведь среди реконструкторов есть и те, кто воевал в Афганистане.
Спустя время компания железнодорожников-реконструкторов выросла. Любимым увлечением ребята «заразили» еще одного воспитанника малой Белорусской – помощника машиниста локомотивного депо Минск Алексея Савича.
– Мне всегда была интересна история Великой Отечественной. Да и военная техника влекла с детства. До сих пор собираю модели танков, самолетов, вертолетов времен Второй мировой, что-то приобретаю, что-то конструирую сам. В коллекции – уже несколько десятков боевых машин,– поддерживает разговор Алексей Савич. – Сейчас появилась еще одна статья расходов: форменная одежда для реконструкций.
К слову, «собирать комплект» – а именно так на профессиональном сленге называется подбор амуниции – дело непростое, хлопотное, да и недешевое к тому же. К примеру, обмундирование бойца Красной армии стоит около 2 тыс. рублей. Форма времен афганской войны обойдется вполовину дешевле.
– Многие считают: мол, у меня есть форма, каска, автомат – значит можно участвовать в реконструкциях. Вовсе нет. Костюмы воссоздаются по стандартам времени, – рассказывают железнодорожники. – Среди реконструкторов униформа и снаряжение, не соответствующие историческому периоду, – моветон. Людей, приходящих в них, называют «покемонами».
С аналогичной точностью, по словам ребят, проходят и сами реконструкции. У каждого боя свой сценарий, заранее оговоренный или отрепетированный. Все его участники должны действовать точно, как часы. Но без накладок не обходится: кто-то побежит не в ту сторону или техника заглохнет. Тогда приходится импровизировать. Кстати, перед «боем» заранее оговаривается, кто будет «убит». Некоторые так вживаются в роль, что могут «умирать» очень долго…
– Погружение в тему в ходе реконструкции настолько сильное, что порой лишь в финале осознаешь, что был участником инсценировки, а не настоящего сражения, – отмечает Алексей Жуков. – Такое увлечение дает возможность хотя бы отдаленно пережить эмоции наших сверстников, которые тогда сражались на фронте. Главное – никто не гибнет и не получает травм.
– Порой даже во время такого «ненастоящего» боя становится страшно. И только пройдя через эти эмоции, понимаешь, в каких невыносимых условиях воевали наши ветераны, какой ценой победили сильного и коварного врага. Это очень важно, ведь именно благодаря им наше поколение живет в мире, – поддерживает друга Алексей Савич.
с азартом железнодорожники рассказывают не только об общем увлечении, но и о своей работе. Оба они – воспитанники малой Белорусской, окончили столичный отраслевой колледж: Алексей Савич на «большую» магистраль пришел в 2010 году, с января 2011-го трудится помощником машиниста электровоза. В составе локомотивной бригады водит пассажирские поезда в направлении Бреста, Орши, Гомеля, Вильнюса. Работа, признается парень, нравится. Говорит, в ней есть доля романтики. Алексей Жуков начал трудовую биографию в 2009-м. Семь лет работал проводником пассажирского вагона в Минском вагонном участке – ездил в Мурманск, Иркутск, Анапу, Адлер, Симферополь, Москву. В 2016 году решил попробовать себя в новой профессии: перешел на станцию Шабаны регулировщиком скорости движения вагонов.
в первых числах августа в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» пройдет очередной Международный фестиваль «Афганское небо». Его участниками будут и два Алексея-железнодорожника. Ведь реконструкции для них – это уже не столько хобби, сколько образ мышления. А набивший оскомину афоризм «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего», актуален всегда.