Сухих рукавов, спасатели!
На Белорусской железной дороге работают 18 пожарных аварийно-спасательных поездов (ПАСП). Дежурные караулы каждого из них свой профессиональный праздник встретят на боевом посту, готовые за минимальное время ликвидировать аварии и инциденты с опасными грузами на объектах магистрали. Сегодня мы расскажем о работе ПАСП станции Гомель.
Бойцы пожарного аварийно-спасательного поезда станции Гомель для ликвидации аварийных ситуаций привлекались в нынешнем году четыре раза. Причем не только для ликвидации последствий розлива нефтепродуктов, но и для борьбы с водной стихией. Очередной срочный выезд случился в минувшую субботу, когда из-за разгулявшейся непогоды оказались затопленными туннели подземных переходов вокзала станции Гомель.
– Чем реже выезжаем, тем, естественно, лучше. Но это не повод расслабляться: коллектив поезда всегда находится в полной боевой готовности и круглосуточно несет вахту, – рассказывает начальник подразделения Алексей Прокопенков.
К армейскому порядку и постоянной готовности гомельским спасателям не привыкать. В коллективе 22 человека, у каждого – большой стаж работы. Например, начальник Алексей Прокопенков – полковник внутренней службы в запасе, долгие годы работал в областном управлении МЧС, а последние девять лет возглавляет пожарный поезд.
Лучший спасатель-пожарный Белорусской магистрали по итогам 2016 года Евгений Агафонов трудится здесь шесть лет. Пожарно-спасательным спортом занимался со школьной скамьи. В нынешнем году вместе с начальником ПАСП и коллегой Сергеем Бредневым в составе сборной дороги участвовал в отборочных соревнованиях Седьмого чемпионата по пожарно-спасательному спорту Федерального агентства железнодорожного транспорта России, которые прошли в Подольске Московской области. С этих соревнований белорусы вернулись с победой.
Много лет бок о бок служат начальник караула Александр Залетный, спасатели-пожарные Сергей Котов, Максим Латышев и Владимир Сидоренко. Большую работу по предупреждению аварийных ситуаций на предприятиях и подвижном составе проводят инспекторы по пожарной профилактике Александр Фомич и Виктор Лельчук. Начальник караула Михаил Санько за 20 лет принял участие в ликвидации десятков пожаров и различных аварий с опасными грузами.
– До сих пор помню сход цистерн с бензином на станции Новобелицкая в апреле 2009 года, – отмечает собеседник. – В каждой находилось по 120 тонн топлива. Две цистерны перевернулись, еще одна была пробита сцепным устройством. Локализацию горючего и его перекачку из других цистерн проводили почти сутки – работали даже ночью.
Вспоминают пожарные-спасатели и непривычно жаркое для Беларуси лето 2015 года. Тогда команде в прямом смысле приходилось идти в огонь – горели торфяники недалеко от остановочного пункта Радеево, леса вдоль полосы отвода, была угроза загорания кабелей, устройств сигнализации и связи. Во всех случаях расчеты ПАСП станции Гомель действовали слаженно и профессионально. Во многом благодаря регулярным теоретическим занятиям и учениям. Их гомельские спасатели проводят не только на собственном полигоне, но и на территории других предприятий и линейных станций отделения. Вместе с добровольной пожарной дружиной ПМС № 116 отработали действия по тушению пожара на кране КДЭ-163 и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим. Отменную выучку и умение работать в команде продемонстрировали и на последних тактико-специальных учениях Гомельского гарнизона МЧС по ликвидации крупной аварии с опрокидыванием цистерны с желтым фосфором.
– Легенда условной аварии была выбрана неслучайно. Желтый фосфор – сильнейшее ядовитое огнеопасное вещество, которое в воде не растворяется, на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется, – рассказывает Алексей Прокопенков. – Перевозка такого груза, его сохранность и безопасность всегда находится под пристальным вниманием. Наши спасатели-пожарные вместе с работниками станции проводят комиссионные осмотры всех вагонов с желтым фосфором, прибывающих с территории России.
Всего в зоне облуживания команды ПАСП станции Гомель – участок общей протяженностью 289 километров, на котором расположены 31 станция, 51 остановочный пункт и вокзал станции Гомель.
По оснащению пожарной техникой и тактико-техническим характеристикам ПАСП станции Гомель относится к первой категории. В арсенале спасателей-пожарных – шесть единиц специального подвижного состава.
Вагон-насосную станцию для тушения пожаров сами работники называют сердцем поезда. Основное место в нем занимают две стационарные мотопомпы. Пожарные стволы, рукава, пенообразователь, аварийно-спасательный инструмент и средства освещения места аварии, аппараты для защиты органов дыхания, баллоны со сжатым воздухом – каждому предмету отведено определенное место. В углу разместился «местный силач» – пневмодомкрат, способный поднять на высоту 20 см груз весом до 9,6 тонны.
В вагоне-станции есть помещения для личного состава, комнаты отдыха и приема пищи. Две котельные отделения позволяют составу работать в автономном режиме во время выезда на дальние расстояния, отапливают вагон-насосную станцию и подогревают воду в двух цистернах-водохранилищах в зимний период. Одна из них была переоборудована и модернизирована в Витебском вагонном депо.
В составе поезда есть цистерна для перекачки нефтепродуктов, грузовой вагон для хранения нейтрализующих веществ и вагон-насосная станция для перекачки опасных грузов. В ней установлены дизель-электростанция, насосы для перекачки светлых и темных нефтепродуктов, агрессивных жидкостей, приспособления для устранения течей котлов цистерн. Если в цистерне с бензином обнаружена неисправность, ее отцепляют от состава и транспортируют к ПАСП на 52-й тупиковый путь, где установлен стационарный пункт по перекачке опасных грузов.
Все установки, имеющиеся в поезде, условно разделены на стационарные, передвижные (мобильные) и переносные.
– Внимания заслуживают переносные мотопомпы «Honda WB30X» и «Гейзер». Места занимают мало, но в нашем деле незаменимы. Они способны перекачивать воду из открытых водоисточников или емкостей, – делится информацией Алексей Алексеевич. – В нашем распоряжении и универсальный гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Lukas», предназначеный для механизации основных видов спасательных работ. К примеру, за секунду он может перекусить проволоку или арматуру толщиной 16 мм. Команда в полной мере обеспечена комплектами боевой одежды, костюмами химической защиты и специальными костюмами, в которых можно работать даже в кислоте. Есть все необходимое, чтобы в считанные минуты очистить железнодорожное полотно от огнеопасных грузов и даже кислот. В чрезвычайной ситуации не подведет и коллектив. Мы – одна команда! Уверен, что каждый подставит коллеге плечо и придет на помощь. С такими бойцами не страшно идти и в огонь, и воду.
Лидия СЕРГЕЕВА