Важен вклад каждого
Сразу несколько работников ПМС № 71 получат заслуженные отраслевые награды в преддверии профессионального праздника – Дня железнодорожника. Эти люди внесли значимый вклад в обеспечение безопасности движения поездов, а также в устойчивую работу предприятия по выполнению производственных заданий. Все они много лет преданы своему делу, и каждый – настоящий профессионал.
В числе награжденных – машинист железнодорожно-строительных машин (хоппер-дозаторной вертушки) Виктор Литовчик. «Очень грамотный работник, добросовестный и безотказный, наставник молодежи» – так его характеризует руководство предприятия. Уже 37 лет он трудится на Белорусской магистрали.
– Я родился в деревне Заточье Дрогичинского района Брестской области. В семье было четверо детей, и все мы с детства приучены к физическому труду, – рассказывает Виктор Васильевич.
По окончании школы Виктор получил водительское удостоверение на право управления грузовыми автомобилями. Оно пригодилось ему уже во время службы в армии – попал в автомобильные войска. После увольнения в запас некоторое время работал водителем в сельскохозяйственных организациях Брестчины. На стальную магистраль пришел в 1981 году: начинал машинистом хоппер-дозаторов в путевой машинной станции № 116. Позже был переведен на предприятия «Дозатор», «Путевые вертушки», а с января 1997-го и по сей день работает в ПМС № 71.
– За несколько десятилетий у меня сменилось много напарников: дольше всего работал с Виталием Чернооким и Александром Олесиком, 14 и 19 лет соответственно. А вот «вертушка», на которой к месту ремонта доставляется балласт, все эти годы одна и та же. Под номером 14. Разница лишь в том, что раньше в ее состав входило порядка 30 вагонов, а сейчас – 18 – 20, – рассказывает собеседник. – Она переходила вместе со мной из одного предприятия в другое.
По словам собеседника, ремонтировать пути ему приходится во всех отделениях Белорусской магистрали. Бывает, за 15 дней смены исколесит полстраны. К примеру, недавно трудился на границе с Литвой, на перегоне Поставы – Лынтупы, а оттуда переехал в южный регион Беларуси, на станцию Ситница. Причем с «вертушкой» Виктор Васильевич не расстается ни днем ни ночью в прямом смысле этого слова. Ведь один из вагонов состава служит домом для него с напарником.
– К «кочевой» жизни уже давно привык. Честно признаюсь, за работой даже не заметил, как дети выросли, а теперь уже и внуки подрастают.
С другой стороны, вахтовый метод удобен: все же половину месяца провожу дома, – признается собеседник. – Восстановительный и средний ремонты по оздоровлению путей – дело серьезное, ответственность большая, ведь после меня пойдут поезда. Поэтому в любой ситуации нужно уметь принять правильное решение, быть предельно внимательным и рассудительным, сосредоточенным и серьезным, особенно на двухпутных участках.
Этим основам он учит и своих учеников. За время работы в ПМС № 71 Виктор Васильевич подготовил не один десяток достойных ребят, которые в совершенстве владеют навыками управления и производства работ хоппер-дозаторами, а также по их техническому обслуживанию и ремонту. Все они трудятся машинистами железнодорожно-строительных машин или их помощниками.
В наградной копилке Виктора Литовчика – Почетная грамота и благодарности руководства предприятия. А к профессиональному празднику его ждет еще один приятный сюрприз – Почетная грамота Управления Белорусской железной дороги.
Свободное от работы время Виктор Васильевич проводит с семьей, навещает любимых внуков Артема и Назара. С удовольствием собирает грибы и ягоды, работает на приусадебном участке. А какие выращивает огурцы и помидоры! Да и железнодорожные новости есть с кем обсудить: сын Вячеслав трудится в Гомельской дистанции сигнализации и связи, родной брат ушел на заслуженный отдых из локомотивного депо Ясиноватая (недалеко от Донецка).
В канун профессионального праздника будут чествовать и машиниста хоппер-дозаторной вертушки Николая Туркевича. Перечень его трудовых наград пополнит грамота предприятия. В апреле текущего года Николай Владимирович отметил 60-летие. Почти четыре десятилетия он на стальной магистрали. Причем как и его коллега по цеху Виктор Литовчик, все эти годы на одной и той же «вертушке» под номером 12.
Детство Николая прошло в деревне Язвинки Лунинецкого района Брестской области.
В то время его отец тоже работал машинистом железнодорожно-строительных машин. Очень любил свое дело. Дети с нетерпением ждали его с работы, ведь он часто рассказывал им интересные железнодорожные истории. Спустя годы оба сына пошли по стопам отца. И сегодня Николай и Григорий трудятся на Белорусской магистрали.
На участке перевозок РУП «Путевая машинная станция № 71» Белорусской железной дороги работают 83 человека. Из них 41 машинист железнодорожно-строительных машин (хоппер-дозаторной и думпкарной вертушки), 36 помощников машинистов, 2 бригадира (освобожденных) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов, 2 мастера по эксплуатации и ремонту машин и механизмов, а также инженер и начальник участка.
– После окончания школы меня призвали в армию, – рассказывает Николай Владимирович. – Служил в железнодорожных войсках на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1980-м, когда вернулся, устроился в ПМС № 116. Начинал трудовой путь помощником машиниста хоппер-дозаторов четвертого разряда. Через некоторое время сдал экзамены и стал машинистом. Освоив эту профессию, получил высший, 5-й разряд машиниста хоппер-дозаторной и думпкарной вертушки.
Последние 20 с лишним лет Николай Владимирович трудится в ПМС № 71. Железнодорожник признается, что все эти годы работает с интересом: здесь не бывает застоя, много новшеств и преобразований.
К примеру, в этом году его «вертушка» участвует не только в ремонте Белорусской, но и помогает дорожникам – доставляет балласт для реконструкции автомагистрали Минск – Гродно.
По словам коллег, свою работу Туркевич выполняет виртуозно. Когда они с помощником идут, держась за стойки вагонов с балластом, кажется, что именно они, а не тепловоз, ведут состав.
– При выгрузке балласта из хоппер-дозаторов я нахожусь со стороны машиниста локомотива, а помощник – с другой, – объясняет механизм работы Николай Владимирович. – Перед местом выгрузки останавливаю «вертушку» для подготовки разгрузочно-дозировочных механизмов. Включаю подачу воздуха в распределительную сеть пневматического управления. После этого переключаю стопоры-фиксаторы из транспортного положения на нужную отметку и снимаю транспортные запоры. Затем у одного-двух хоппер-дозаторов опускаю дозатор, остальные – по мере выгрузки предыдущих.
Крышки бункеров он открывает с таким расчетом, чтобы следующий хоппер-дозатор включался в работу с перекрытием задозированного предыдущим хоппер-дозатором участка пути. При пропуске поездов по соседнему пути выгрузка балласта приостанавливается.
– Наши операции допустимы при скорости состава не более 5 км/ч. Иногда за смену проходим несколько километров, причем не по ровной поверхности. Такой вот фитнес. Зато мы всегда в хорошей физической форме, – с юмором рассказывает Николай Владимирович. – Что же касается риска, то любая работа на железной дороге в разной степени опасна. Главное – всегда быть бдительным и осторожным, соблюдать правила охраны труда.
Выходные Туркевич проводит на даче, любит тихую охоту. Счастлив, когда все его близкие собираются вместе. С супругой вырастили двух дочерей, радуют подрастающие внуки. К слову, в нынешнем году старшая внучка подала документы в отраслевой вуз, так что в скором времени в семье появится еще один железнодорожник.
– Стабильность, порядок, дисциплина – без этого не может существовать железная дорога, – считает Владимир Куртин, который 30 лет назад пришел на Белорусскую. – Я родился и вырос в городе Молодечно. Это крупный железнодорожный узел со множеством предприятий. В детстве частенько с ребятами бегали смотреть на поезда. В молодости с удовольствием путешествовал. Поэтому и выбрал отраслевой вуз.
Студенческие годы пролетели незаметно. Учиться было интересно. Трудовой путь Владимир начинал слесарем по ремонту подвижного состава цеха эксплуатации рефрижераторного вагонного депо родного города. Позже трудился механиком рефрижераторного поезда. Благодаря работе исколесил весь Советский Союз: сопровождал составы от Минска до Владивостока, в Казахстан и другие республики.
– Я отвечал за соблюдение температурного режима в вагонах. А перевозили мы фрукты и овощи, рыбную и мясную продукцию, – рассказывает Владимир. – Более четверти века – в постоянных командировках. Два месяца в поезде, два дома. То, что в молодости казалось романтикой, спустя десятилетия превратилось в рутину. Захотелось покоя.
Несколько лет назад Владимир Куртин перешел в ПМС № 71. Трудился помощником машиниста железнодорожно-строительных машин (хоппер-дозаторной вертушки), а с февраля нынешнего года назначен бригадиром (освобожденным) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов. За это время зарекомендовал себя грамотным специалистом и добросовестным работником. За трудовые заслуги он также будет награжден грамотой предприятия.
Владимир – приверженец активного и здорового образа жизни. Вместе с женой и дочерью любит проводить время вдали от города, на природе.
Чествование лучших работников – одна из многолетних добрых традиций, сложившихся в ПМС № 71. Как показывает практика, награды становятся хорошим стимулом для железнодорожников быть еще лучше. Ведь от вклада каждого зависит общий успех.
Анна МЕРКУШЕВИЧ