Заложить фундамент профессии
В Минское отделение Белорусской железной дороги для трудоустройства прибыли более 500 вчерашних выпускников. Из них 41 – в столичную дистанцию пути.
Август стал первым рабочим месяцем для вчерашних учащихся брестского отраслевого колледжа Александра Мартысевича и Юрия Борзенко. Саша родом из Березы, Юра – из Каменецкого района. Трудятся монтерами пути на 16 околотке станции Степянка. Молодые люди признаются, что осознанно выбрали железнодорожную профессию: считают, что Белорусская магистраль – это прежде всего стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Также среди первозимников этого околотка – выпускники Оршанского колледжа – филиала БелГУТа Кирилл Батура, Антон Лошаков и Кирилл Гомуленко. Первые трудовые будни, конечно, нелегкие. Ребята не скрывают, что практических навыков поначалу не хватает.
– Стать профессионалом в одночасье невозможно, но быстро адаптироваться вполне реально. В этом нам помогают наставники. Они учат тонкостям путейского дела, прививают уважение к профессии, – отмечает новоиспеченный железнодорожник Юрий Борзенко. – К примеру, мастер околотка Георгий Козловский – опытный и квалифицированный специалист. К его советам нельзя не прислушаться. А вообще ощущаем поддержку каждого члена бригады, за что им очень благодарны.
Кадрами коллектив столичной дистанции пополняется ежегодно. Например, в 2016-м сюда прибыли 80 выпускников железнодорожных вузов и ссузов, в 2017-м – 37.
– В этом году мы провели небольшой эксперимент: летом создали на базе дистанции студенческий отряд из учащихся минского отраслевого колледжа, причем не только будущих путейцев, – рассказывает заместитель начальника Минской дистанции пути по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Сергей Гришель. – Для ребят это не только возможность заработать, но и определиться с будущей профессией, понять, правильный ли путь они выбрали.
Поддерживают молодых специалистов на предприятии и материально: согласно коллективному договору, иногородним ежемесячно компенсируются затраты на наем жилья в размере 10 базовых величин. С пониманием относятся к тем, кто заочно получает профильное образование. Проявить себя молодые люди могут в общественной жизни, в частности, в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. К примеру, в минувшем году команда столичной дистанции пути вошла в тройку призеров отделенческих интеллектуальных игр.
Достойно представил коллектив и себя молодой специалист Денис Кривчик на шоу-конкурсе «Лидер-2017». Для занятий спортом предприятие арендует зал, где железнодорожники играют в футбол, волейбол, теннис, бильярд. Можно получить и бесплатный абонемент в бассейн. Заботливое отношение дает результат: многие из вчерашних выпускников, отработав срок по распределению, остаются на предприятии.
Коллектив дистанции молодеет: средний возраст работников около 37 лет. Высшее образование имеют 86 человек, среднее специальное – 148, профессионально-техническое – 180.
Безусловно, в толковых специалистах заинтересованы не только предприятия, но и руководство Минского отделения.
– В нынешнем году наши трудовые коллективы пополнили 57 выпускников вузов. Практически все молодые специалисты окончили БелГУТ, – отмечает заместитель начальника отдела кадров столичного отделения Сергей Лавит. – Как и в минувшем году, больше всего молодежи с высшим образованием пришло в Минскую дистанцию сигнализации и связи и моторвагонное депо Минск, чуть меньше – в столичное локомотивное депо, дистанцию электроснабжения и на станцию Минск-Сортировочный. Многие из них еще в начале года после предварительного распределения уже знали, где начнут трудовую биографию. А некоторые познакомились с предприятиями во время производственной практики. Все так же на Белорусскую приходят молодые люди, чьи родители и родственники уже трудятся на магистрали. А это свидетельствует о том, что профессию они выбирают осознанно.
Трудоустроены в столичное отделение и 168 молодых ребят, окончивших отраслевые ссузы: Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е. П. Юшкевича, колледжи Орши, Бреста и Гомеля. По числу новичков лидирует Минская дистанция электроснабжения, чуть меньше пришли в моторвагонное депо Минск, столичные вагонный участок и дистанцию сигнализации и связи.
Более трехсот молодых работников окончили учреждения профессионального технического образования. Из них практически половина трудоустроена проводниками пассажирских вагонов в Минский вагонный участок.
Первое рабочее место становится фундаментом, на котором будет строиться вся дальнейшая профессиональная жизнь. Это наиболее важный период в становлении каждого работника, и зачастую именно от него зависит, состоится человек в выбранной профессии или нет.
Анна МЕРКУШЕВИЧ