Лучший ответ: «Вот мой билет!»
Белорусская железная дорога провела акцию «Стоп – заяц!», которая направлена на повышение культуры проезда пассажиров в поездах.
…Утром на вокзале станции Минск-Пассажирский многолюдно. Кто-то спешит на работу, кто-то прогуливается в ожидании своего поезда. Студенты уезжают на выходные домой, люди старше торопятся на дачу, чтобы завершить последние приготовления к зиме. До посадки на поезд региональных линий экономкласса Минск – Молодечно остается полчаса. Около одного из вагонов замечаю пожилую женщину.
– Я всегда с билетом, – отмечает минчанка Валентина, узнав, что сегодня на дороге проходит акция «Стоп – заяц!». – Считаю, что такие мероприятия необходимы. Ведь многие думают: если мне нужно проехать одну остановку, билет покупать необязательно. Хотя последние годы, по моим наблюдениям, безбилетников почти нет. Все-таки контроль имеет эффект. Лично для меня билет – гарантия спокойной поездки.
Согласна с ней и жительница Вилейки Ольга Леонидовна. Пенсионерка всегда покупает два билета: для себя и… велосипеда. На двухколесном транспорте женщина добирается до дома, который находится в 7 км от станции.
– Я человек старой закалки, не могу ездить зайцем. Этому же учу и своего внука. Для него это тоже стало правилом, – с улыбкой говорит собеседница.
Интересно, что студентку Софью, которая в тот день ехала в Молодечно, именно бабушка приучила оплачивать проезд. Девушка даже удивляется: как можно зайти в вагон и бесплатно ехать?
На платформе людей становится все больше. Начинается перронный контроль проездных документов у пассажиров.
– Это уже шестая акция «Стоп – заяц!», в которой я принимаю участие, – отмечает ревизор-инструктор по контролю пассажирских поездов контрольно-ревизионного отдела Минского отделения Вадим Симашкевич. – Интересный факт: на станции Минск-Пассажирский я не видел ни одного безбилетника. Наверное, пассажиры понимают, что экономить на билетах нет никакого смысла. Ведь штраф – в несколько раз больше.
В рамках акции мы предупреждаем об ответственности за безбилетный проезд и рассказываем о правилах проезда.
– Эта акция носит предупредительный характер, – дополняет коллегу ведущий ревизор Минского отделения Дмитрий Макушенко. – Мы стараемся донести до людей понимание того, что оплачивать проезд обязательно. Результаты уже есть: от акции к акции безбилетников становится меньше.
Давно не встречал несознательных пассажиров и секретарь отраслевого комитета ОО «БРСМ», диспетчер по сигнализации и связи Минской дистанции сигнализации и связи Павел Рандовцев. Молодой человек на протяжении последних двух лет является активным участником этой акции. И помнит всего один случай, когда пассажир оказался без билета:
– Мужчина стал расспрашивать, что это за «Стоп – заяц!», как проходит акция, на каком основании. Я все рассказал, показал удостоверение. Он все понял, а когда я спросил про билет, ответил, что его нет. Пошел в кассу, купил и успел до отправления поезда вернуться обратно.
В основном пассажиры ответственные и покупают билеты перед поездкой. цель акции в том и заключается: повысить культуру проезда и предотвратить безбилетный проезд. Люди с пониманием относятся к перронному контролю и положительно реагируют на проверку проездных документов.
У соседнего вагона слышу диалог:
– Почему я вам обязан показывать билет?
– Правила перевозки пассажиров и багажа предполагают перронный контроль. О проведении акции пассажиров информируют по громкоговорящей связи. Кроме того, информация была распространена в республиканских СМИ, – объясняет недоверчивому пассажиру ведущий специалист сектора идеологии и социально-культурной работы Минского отделения дороги Екатерина Гудкова. А проверив билет, отмечает: – Так реагируют нечасто. В основном люди с пониманием воспринимают то, что мы интересуемся наличием билетов. Некоторые даже шутят: мол, разве мы похожи на зайцев? А женщина, приехавшая из России, рассказала, что у них такого контроля нет. Но я считаю, что он дисциплинирует людей. Акция проводится регулярно и имеет положительный результат. Она меняет сознание пассажиров: люди стараются приобретать билеты.
В комплексе мероприятий по проверке наличия проездных документов у пассажиров поездов региональных линий экономкласса были задействованы активисты ОО «БРСМ», работники обособленных структурных подразделений Минского отделения, сотрудники Военизированной охраны, а также представители контрольно-ревизионных отделов и пассажирской службы. Перронный контроль прошел по всей стране на станциях с наиболее интенсивным пассажиропотоком. В столице в центре внимания были станция Минск-Пассажирский, где было задействовано около 18 человек, о. п. Институт культуры и станция Минск-Восточный – по 10 человек. Контроль осуществлялся при посадке и высадке из поезда.
…Поезд Минск – Молодечно отправляется в рейс. Контролеры-ревизоры меняют место дислокации и делятся впечатлениями.
– Те, кто был без билетов, проходили мимо. Постояли, посмотрели и пошли к кассам. Но таких было немного, – рассказывает участница акции, работница Минской дистанции гражданских сооружений Людмила Сакович. – Увидев, какая у нас сегодня строгая проверка, вряд ли кто-то решится пройти, не имея проездного документа.
Предположение Людмилы Семеновны подтверждает ревизор-инструктор по контролю пассажирских поездов Вадим Симашкевич:
– Все пассажиры были с билетами. В кассы отправлять никого не пришлось. С отдельными гражданами мы провели разъяснительные беседы, которые касались самой акции и правил проезда в железнодорожном транспорте.
За 9 месяцев текущего года контролеры-ревизоры пассажирских поездов дороги провели 41 513 проверок. К административной ответственности привлекли 6633 безбилетных пассажира, из них 5662 уплатили штраф на месте. Сегодня это 0,7 базовой величины (17,15 рубля в поездах региональных линий, в межрегиональных и международных линий – 1 базовая величина (24,5 рубля). В день проведения акции были привлечены к административной ответственности три безбилетных пассажира на станциях Могилев, Лунинец и Жлобин.
В акции приняли участие 249 человек, из них 166 активистов ОО «БРСМ». Было роздано более 2000 памяток, выявлены 3 безбилетных пассажира, 59 пассажиров направлены в кассу и к разъездным билетным кассирам для приобретения проездных документов.
Анастасия МЕЛЕХОВА