Развивать – бережно
Эффективность критериев оценки видов технического состояния железнодорожного пути при планировании работ с учетом его фактического состояния рассмотрели участники технико-экономического совета, который прошел под председательством начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова.
Путевое хозяйство является одним из наиболее затратных: на его долю приходится порядка 35 – 40% расходов годовой ремонтной программы дороги. От качества планирования работ зависит безопасность движения, эффективность использования финансовых и материальных ресурсов. Об этом напомнил начальник профильной службы Олег Меньшиков. По его словам, пришло время менять подходы к планированию, в первую очередь – к срокам назначения ремонтов пути. Нормы периодичности, установленные более 10 лет назад, не учитывают произошедшие за это время изменения условий эксплуатации железнодорожных путей: увеличение скоростей движения поездов, применение современных путевых машин, укладку новых материалов с увеличенными сроками службы и т. д. «Назрела необходимость перехода к назначению ремонтов по фактическому состоянию пути, которое определяется по результатам комплексной оценки, диагностики и осмотров, с учетом нормативных сроков службы и предельных значений дополнительных критериев, получаемых в том числе с использованием автоматизированных систем без учета человеческого фактора», – заявил Олег Викторович. Он также рассказал о том, что переработан приказ от 30.12.2006 № 450Н «О системе ведения путевого хозяйства дороги» в проект СТП БЧ «Положение о системе ведения путевого хозяйства Белорусской железной дороги». Изменения, отраженные в данном документе, в первую очередь коснулись видов и норм периодичности ремонтных работ, критериев их назначения с учетом анализа существующих методов и тенденций развития в путевом хозяйстве.
Дальнейшее совершенствование планирования ремонтов возможно за счет внедрения автоматизированных систем, способных анализировать большой объем накопленной информации о техническом состоянии железнодорожного пути и отслеживать происходящие изменения в динамике. Для этого с марта 2017 года на дороге проводится тестовая эксплуатация программного обеспечения «Автоматизированная информационная система комплексной диагностики технических объектов железнодорожной инфраструктуры «Эксперт». Подробнее о перспективах ее использования проинформировал главный инженер Центра диагностики объектов инфраструктуры Белорусской магистрали Василий Лаврисюк.
Заслушав докладчиков, Владимир Морозов подчеркнул, что переход на новую систему – весьма ответственный шаг, чреватый далеко идущими последствиями. Поэтому подобное решение должно быть взвешенным и обоснованным, чтобы обеспечить максимальный эффект. О необходимости разработки для путевого хозяйства современных технологических процессов, а также нормативных документов, их описывающих, с последующей автоматизацией рассказал заместитель главного инженера Белорусской магистрали Геннадий Глевицкий. Он также напомнил о том, что на дороге создается электронный паспорт дистанции пути, который в перспективе должен быть увязан с программой «Эксперт».
О том, какие системы используют железнодорожники других стран, проинформировал проректор по научной работе БелГУТа, кандидат технических наук доцент Александр Ерофеев. В частности, в Евросоюзе и Америке широко применяются методики RIMS и RAMS, основанные на анализе рисков. На сети ОАО «РЖД» внедрена система УРРАН (Управление Ресурсами, Рисками и Надежностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта). Опыт российских коллег был использован белорусскими специалистами. Предложенная ими система не уступает зарубежным аналогам в вопросах безопасности, подчеркнул заместитель начальника дороги Сергей Сизин. Она позволит более четко определять необходимость проведения ремонтных работ на конкретных участках пути с учетом грузонапряженности, скоростей движения и т. д. Сергей Федорович призвал участников мероприятия одобрить подходы профильной службы и приступить к созданию необходимой документации.
В завершение обсуждения начальник дороги еще раз отметил важность рассматриваемого вопроса. Ведь инфраструктура – самая дорогая составляющая основных фондов магистрали, требующая бережного отношения. В свою очередь грамотное ее развитие позволит полноценно использовать современный подвижной состав, повысить конкурентоспособность транспортных услуг.
О состоянии работы с обращениями граждан и юридических лиц ознакомил начальник службы делопроизводства и контроля исполнения Евгений Усенков. Так, за 9 месяцев 2018-го в Управление и отделения дороги поступило 2843 обращения, в том числе 1143 (40%) – электронных. Треть (960) рассмотрено в Управлении магистрали, при этом по сравнению с прошлым годом значительно снизилось число коллективных, а также обращений, рассмотренных с выездом на место. Как и прежде, наибольший удельный вес (67%) обращений, поступивших в Управление Белорусской железной дороги, касается работы пассажирского комплекса. Однако за 9 месяцев 2018 года количество писем по данной тематике уменьшилось на 127, или на 16%. Самыми насущными для пассажиров остаются вопросы изменения расписания движения поездов (121). Также с начала года на дороге проведено 1143 приема, в ходе которых принято 1834 человека. Евгений Усенков отметил, что такая форма общения не только востребована населением, но необходима и самим руководителям для того, чтобы знать, какие вопросы волнуют людей.
В рамках совещания рассмотрели и вопрос обновления парка грузовых вагонов Белорусской магистрали. Владимир Морозов заострил внимание на его важности для устойчивого функционирования экономической модели дороги. Он потребовал от докладчиков глубокого анализа и комплексного подхода, а не констатации факта о том, сколько новых вагонов нужно купить. В частности, учесть эффект от продления срока службы имеющегося парка подвижного состава. Было решено вернуться к этой теме и рассмотреть вопрос на одном из следующих заседаний технико-экономического совета.
Инга МИНДАЛЁВА