Надежный контроль
Свыше 250 колесных пар ежегодно проходят обыкновенное освидетельствование в локомотивном депо Жлобин. Такая возможность у местных дефектоскопистов появилась благодаря специальному оборудованию, которое приобретено на предприятии.
– Освидетельствование бывает двух видов: полное и обыкновенное. Последнее проводится при каждой подкатке колес под тепловоз после его текущего ремонта в объеме ТР-3, – рассказал мастер участка неразрушающего контроля депо Денис Васильцов. – Ранее, пока в нашем депо капитально оздоровлялись узлы тепловозов ЧМЭ3 и 2ТЭ10, их колесные пары отправляли коллегам в Молодечно. Теперь же мы сами освоили эту технологию, приобрели недостающие приборы контроля (в частности, вихретоковый дефектоскоп ВД-70 и электромагнит МЭД-40/120) и проводим обыкновенное освидетельствование колесных пар у себя без смены элементов.
При таком виде оздоровления выполняется перечень обязательных процедур. После выкатки, обмывки и очистки дефектоскописты осматривают колесную пару для выявления трещин на средней части оси, колесных центрах, бандажах. Также проверяется наличие соответствующих маркировок на торцах оси и поверхностях других элементов колесной пары.
– После визуального осмотра оценивается состояние шеек оси, ее средняя и предподступичные части, зубья зубчатых колес с помощью магнитопорошкового метода контроля, – знакомит с особенностями работы один из опытных дефектоскопистов депо Елена Ковпаева. – В проверке колесного центра мой главный помощник – вихретоковый дефектоскоп ВД-70. За недолгий срок эксплуатации этот умный трудяга отлично зарекомендовал себя.
С высокой точностью идентифицирует глубину дефекта. Благодаря малым габаритам ВД-70 очень удобен на производстве. А аккумуляторное питание позволяет работать без подзарядки до 8 часов. Кроме того, дефектоскоп располагает множеством преобразователей, сохраняет во внутренней памяти до тысячи изображений объектов и до 300 настроек.
Лидия СЕРГЕЕВА