В служении закону
«Быть добрым нетрудно, трудно быть справедливым», – цитирует слова Виктора Гюго Клара Бруенкова. И неспроста:
55 лет она отдала служению закону, из них более тридцати – защищала интересы Белорусской магистрали.
Несмотря на то, что ей 93, у женщины отменная память. Она пишет для внуков и правнуков автобиографию «История моей жизни», составляет альбом с родословным древом, где о каждом представителе семьи собрана информация и фотографии. Многих она помнит, о некоторых родственниках узнавала, отправляя запросы в архивы. А еще – постоянно читает отраслевую газету и республиканскую периодику.
– Мне жить совсем не скучно, телефон не смолкает: звонят друзья, знакомые, всегда навещают внуки и правнуки, – встречая корреспондента отраслевой газеты, говорит героиня публикации.
Беззаботное детство Клары Александровны закончилось в 15 лет. Ее дедушку репрессировали и выслали в Узбекскую ССР (реабилитировали посмертно лишь в 1960 году). Родители развелись, после чего мама уехала из Гомеля в Западную Беларусь. Настоящим испытанием стала Великая Отечественная. Папа вместе с Управлением железной дороги, где он работал, отправился в эвакуацию в Воронеж. Девочка осталась с бабушкой в оккупированном городе.
– Война для меня началась с бомбежки. Помню, как на месте деревянного дома по улице Леваневского вмиг образовалась огромная воронка, – вспоминает Клара Александровна. – Горя и страданий хватило сполна.
В 1943 году, когда освободили Гомель, я работала машинисткой и параллельно училась в вечерней школе. В январе 1944-го меня забрали в военную часть под Калинковичами: как была в туфельках, так и поехала. А на следующий день от взрыва бомбы меня оглушило. Очнувшись, кое-как добралась до станции Василевичи. Там один молодой солдатик договорился, чтобы меня подбросили до Гомеля. Кто бы мог подумать, что он станет моим мужем, и мы счастливо проживем 33 года.
В следующий раз с будущим супругом Клара Александровна встретилась в 1945-м в Минске в юридическом институте, куда они оба поступили. Причем увидел и узнал ее именно он. Адам Хвостов был родом из деревни Лубеники Брагинского района. Во время войны в 20 лет стал инвалидом.
– На малую родину супруга я приехала уже после замужества с маленькой дочкой на руках. Меня, городскую девчонку, многое впечатлило, – с улыбкой вспоминает Клара Бруенкова. – Больше всего – как много они работали!
Я преклоняюсь перед людьми-тружениками, благодаря которым у нас на столе есть хлеб.
После окончания вуза молодоженов распределили в Витебск. Супруг устроился в областной суд, а Клара Александровна пришла работать в юридическую консультацию, которую позже и возглавила. То ли судьба, а может всего лишь совпадение, но первое дело Бруенковой было связано с железной дорогой: она защищала интересы начальника станции Городок Витебского отделения. Сегодня собеседница признается, что финансовые нарушения были, но тогда молодому и амбициозному адвокату хотелось справедливости: ее подзащитный сумел восстановить станцию после войны, делал это не для личной выгоды. И адвокату удалось добиться того, чтобы суд смягчил приговор. После этого дела сработало сарафанное радио: на консультацию к Бруенковой старались попасть со всей области.
В 1952 году мужа Клары Александровны избрали членом Верховного суда, и семья перебралась в столицу.
К тому времени родился сын. После декретного отпуска женщина устроилась юрисконсультом в Главстройснаб, где отработала 18 лет. А уже оттуда в начале 70-х перешла на Белорусскую – в юридический сектор Управления дороги.
– Работать было несложно. Ведь в адвокатской практике я сталкивалась с разными делами, в том числе и с железнодорожными, – признается собеседница. – Помню первый серьезный вопрос, который пришлось решать, – о переименовании столичного паровозного депо в локомотивное. Приказ МПС СССР либо где-то затерялся, либо его вообще не было.
Но и здесь ей удалось найти выход из положения. Руководство Белорусской тогда оценило профессионализм Бруенковой и предложило ей возглавить дорожный юридический сектор. Правда, она отказалась, сославшись на то, что работает в отрасли недолго. Эту должность тогда занял старший юрисконсульт Минского отделения, а она пришла на его место. С декабря 1971-го и по июль 2004-го Клара Александровна работала на одном месте. За эти 33 года появился полноценный отдел. Она подготовила достойную смену.
– В мое время решались не только производственные вопросы, но и велись общественно-юридические консультации, – вспоминает собеседница. – Мы выезжали на станции, общались с железнодорожниками. Работа приносила удовольствие, я была на своем месте.
К сожалению, и черных полос в ее судьбе было немало. Скоропостижно ушли из жизни вначале супруг, затем сын, а через некоторое время и дочь… Спасала только работа. Лишь в 79 лет Клара Бруенкова окончательно ушла на заслуженный отдых! В ее профес-
сиональной копилке множество наград, среди них и знак «Почетному железнодорожнику». Стоит отметить, что Клара Александровна из династии железнодорожников. Долгое время женщина была членом президиума совета ветеранов Минского отделения, активно участвовала в жизни организации, удостоена звания «Почетный ветеран».
В заключение беседы призналась: «И все равно я счастливая женщина! Потому что всю жизнь чувствовала себя любимой. Муж носил меня на руках, одаривал цветами, ни разу не повысил голоса. У меня были замечательные дети, которые подарили мне 5 внучек, а те в свою очередь 11 правнуков. И не беда, что некоторые живут далеко. Обо мне они всегда помнят, и я это знаю».
Анна МЕРКУШЕВИЧ