Здесь отдыхаешь душой
Лунинецкий район – самое любимое место на земле для железнодорожницы Валентины Обромени. Здесь она родилась и выросла, окончила школу, вышла замуж, встретила надежных друзей, с которыми не расстается всю жизнь.
«Куда бы ни бросала меня судьба, я знала, что обязательно вернусь на малую родину – в агрогородок Лунин, что в 13 км от районного центра. Для меня это тот причал и милый сердцу уголок земли, который ни на что не променяю», – говорит Валентина Сергеевна.
Счастливая пора
Пословица «Где родился, там и пригодился» как раз о моей собеседнице. Всю жизнь она живет в Лунине.
– Самые светлые и добрые чувства у меня связаны с детством, – говорит железнодорожница. – Я часто вспоминаю, как мы с подругами весело играли на улице, ходили в лес за грибами и ягодами. И сегодня природа – неотъемлемая часть моей уже взрослой жизни. Навсегда осталась в сердце и местная речушка с родником, где водилась рыба.
Жемчужина Лунинецкого района – Белое озеро, что в 9 км от Лунина. Оно известно благодаря редкому растению, занесенному в Красную книгу, – лобелии Дортмана. Здесь железнодорожница любила отдыхать. Вспоминает, как приезжала сюда на велосипеде, чтобы искупаться в голубой и прозрачной воде. Еще одна достопримечательность малой родины – местная деревянная Борисоглебская церковь 1824 года постройки, в которой она и сейчас часто бывает. Валентина Оброменя даже увлеклась вышивкой икон. Среди ее работ также много пейзажей и изображений природы – все это близко сердцу мастерицы.
Не забыть ей теплоты маминых рук, а также отцовской любви и мудрости. К сожалению, ее родители – Анна Иосифовна и Сергей Иванович – уже покинули этот мир, однако в Лунине сохранился дом, в котором прошло детство Валентины Сергеевны и ее сестер Марии и Ирины. Женщина рада, что они живут здесь же. Потому и видятся часто.
– Я единственная среди них выбрала железную дорогу – как мама, которая трудилась монтером пути, – говорит Валентина Оброменя. – Мой родной дядя Сергей Иосифович был дорожным мастером. Метрах в тридцати от нашего дома проходила железная дорога. Она меня всегда чем-то манила, поэтому я тоже выбрала магистраль.
После окончания школы Валентина Оброменя поступила в оршанский железнодорожный техникум. Распределение получила на станцию Скидель, но туда не поехала.
К этому времени она уже была замужем – супруг Сергей Владимирович тоже родом из этих мест. В мире и согласии они живут 33 года, вырастили двоих детей. Уверена, что благодаря мужу она не покинула малую родину. С 1985 года женщина трудится на станции Лунинец: начинала оператором при дежурном и вот уже 32 года работает дежурным по станции. Валентина Сергеевна отмечена Благодарностью начальника отделения. Кстати, ее супруг раньше был монтером пути.
Лунинец и Лунин
Деревня, в которой родилась Валентина Оброменя, основана в 1432 году. Тогда она входила в состав Пинского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского. Согласно легенде, город Лунинец появился именно благодаря местечку Лунин. Один из его жителей решил жить отдельно от своих земляков и поселился там, где сейчас расположен районный центр. В летописных источниках Лунинец впервые упоминается с 1449 года под названием Малый Лунин. С 1540-го он известен уже как село Лунинец во владении полоцкого воеводы Станислава Довойны.
Строительство в 1883 году Полесских железных дорог сыграло ключевую роль в развитии города. Он стал крупной узловой станцией, здесь появились депо, почта, телеграф и вокзал. На привокзальной площади установлен памятник паровозу.
Во время Первой мировой войны Лунинец находился в прифронтовой полосе. здесь побывали знаменитый русский поэт Александр Блок и революционер Михаил Фрунзе.
В городе сохранился дом, где он жил. В начале ХХ века Лунинец посетил и классик белорусской литературы Якуб Колас.
На здании местного краеведческого музея установлены мемориальные доски в память об известных гостях города – Коласе и Блоке.
В 1918 – 1920 годах в местной железнодорожной школе учителем математики работал будущий генеральный конструктор, создатель сверхзвуковых истребителей Павел Сухой. В 2005-м в городе появился памятник в честь знаменитого авиаконструктора.
До 1939 года Лунинец был центром повета Полесского воеводства Польши. Затем вошел в состав БССР, а в 1940-м стал районным центром. О событиях 1941 – 1944 годов, когда город находился под немецкой оккупацией, сегодня напоминают памятники и обелиски.
Семейная традиция
О Лунинецком крае может часами рассказывать начальник службы гражданских сооружений Владимир Борисик. Его малая родина – деревня Запросье, которая расположена в пойме Припяти. Здесь обитают белые аисты, раскинулись тенистые дубравы, растут дубы-великаны. Притягивают взгляд и величественные озера и реки, которыми богата эта земля.
– На своей малой родине сейчас бываю реже, а когда были живы родители, приезжал в Запросье часто, – говорит Владимир Андреевич. – В отпуске стараюсь провести там несколько недель. Работы хватает: нужно присматривать за родным домом, летом косить траву и ухаживать за фруктовым садом. Помогает родная сестра, которая обрабатывает землю. Всегда получаю здесь заряд энергии и удовлетворение. Даже выпив воды из своего колодца, чувствую прилив сил. Меня всегда тянет в Запросье, несмотря на то, что живу в Минске и постоянно загружен работой.
В начале ноября Владимир Борисик снова побывал в родной деревне. Прошелся по знакомым улочкам, пообщался с местными жителями, а также встретился со своими одноклассниками. Кстати, его школьная подруга Людмила Сущик тоже стала железнодорожницей – до выхода на пенсию работала на станции Ситница.
Базовую школу Владимир Андреевич окончил в Запросье, а в 9 и 10 классах учился в Микашевичах, что в 6 км от деревни. Это расстояние преодолевал пешком – зимой ходил по замерзшему болоту. А вот летом, по словам собеседника, было, на удивление, еще хуже: место здесь топкое, никогда не высыхало. Даже на автомобиле трудно было проехать, поэтому ходил гусеничный трактор, который тянул за собой сани. Детворе очень нравилось на них ездить.
– Школьником я участвовал в художественной самодеятельности, ездил с концертами по району, даже в армию с песнями провожал друзей, – вспоминает собеседник. – Самые приятные моменты в памяти остались из детства – счастливой поры. С семи лет ходил за плугом, помогал отцу Андрею Ивановичу – фронтовику, награжденному орденами и медалями. Он был заядлый охотник, рыбак и научил меня этому, а я уже своих детей. Очень нравится сидеть с удочкой на берегу моим внукам – Владику и Ромке. В нашей семье есть традиция каждый год всем вместе приезжать на родину моих предков. Берем лодку, чтобы прокатиться по красивейшей Припяти, ловим рыбу и готовим вкусную уху. Убежден, что молодому поколению необходимо прививать любовь к родному краю.
В Лунинецком районе Владимир Борисик провел первые 18 лет своей жизни. После окончания школы его призвали в армию. Отслужил во флоте три года – Кронштадт, Балтийск, Средиземное море, Атлантика. Затем окончил Минский радиотехнический институт. Работал на предприятии «Интеграл», потом 17 лет – в ЖРЭУ Октябрьского района Минска. Последние 12 лет возглавляет службу гражданских сооружений. Он очень рад, что судьба привела его на магистраль.
Лунинецкий район привлекает не только своей удивительной природой, но и архитектурой. Здесь находятся 8 памятников архитектуры, 81 – истории, 6 – археологических монументов. Владимир Борисик рекомендует посетить церковь Рождества Иоанна Предтечи в Микашевичах. Считается, что одна из здешних икон исцеляет от тяжелых недугов. Сегодня сюда приезжают паломники со всей Беларуси. Среди интересных мест этого края – крупнейший на территории бывшего СССР гранитный карьер в Микашевичах. Его глубина достигает 130 метров. Предприятие открыли в 1975 году. По рассказам рабочих, в первые годы там находили янтарь и даже бивни мамонта. Сейчас на «Гранит» организовывают экскурсии. Здесь со смотровой площадки можно увидеть крупнейшую в Европе горную выработку, по сравнению с которой БелАЗы, перевозящие грузы, кажутся спичечными коробками.
Помимо «Гранита», в районе работают 12 промышленных предприятий. Среди наиболее крупных – ОАО «Полесьеэлектромаш», «Спецжелезобетон», «Лунинецлес», «Лунинецкий молочный завод».
Юрий ФЕДОРЕНКО