К технике – с мастерством
Текущий и средний ремонт дорожной и собственной техники выполняют специалисты Центра механизации путевых работ (ЦМПР) в Пинске. К началу весны она должна быть подготовлена для эксплуатации на участках Белорусской магистрали.

Помощник машиниста Артем Бут-Гусаим, машинист Александр Пугач, начальник комплекса путевых машин Александр Кобринец и его заместитель Дмитрий Лариончик
В прошлом году машины интенсивно работали на очистке щебня, подбивке, выправке и рихтовке пути, его стабилизации, а также на планировке балластной призмы. Они полностью выполнили свою задачу по среднему и восстановительному ремонту железнодорожного полотна. Зимой эта техника традиционно прибывает в Пинск на ремонт и профилактику. Здесь производят ревизию всех узлов и механизмов с полной разборкой и заменяют изношенные детали.
– В связи с тем, что большая часть техники к нам поступила еще в декабре, ее оздоровление в самом разгаре, – рассказывает заместитель начальника ЦМПР Сергей Онищук. – Существуют определенные требования по каждому виду ремонта, которые мы строго соблюдаем. Всего же в этом году должны отремонтировать 42 путевые машины, в том числе принадлежащие ПМС магистрали и дистанциям пути.
Половина от этого количества (21 машина и состав для вывоза засорителей МФС-240) – собственная техника предприятия. Средний ремонт должны пройти 11 единиц: три щебнеочистительные машины РМ-80, две выправочно-подбивочно-рихтовочные ВПР-08, а также ВПР-09, скоростной планировщик балласта SSP-110 SW, динамический стабилизатор пути ДГС-62, ВПР-09-3Х и вакуумно-уборочная машина словацкого производства COMPEL VAС 500 RD. Остальные будут охвачены текущим ремонтом.
– В процессе среднего ремонта на всех машинах проводим выкатку колесных пар, – продолжает Сергей Александрович. – Их состояние и своевременное изъятие из эксплуатации по причине наличия дефектов, угрожающих безопасности движения поездов, контролирует система осмотра и освидетельствования – полного или обыкновенного. Это комплекс действий, включающих очистку колесной пары и ее обточку, обмер, вскрытие буксы, а также дефектоскопию ободьев, дисков и гребней. Раньше обточку колесных пар для нас выполняли специалисты локомотивного депо Лида. Однако сейчас на этом предприятии необходимый станок проходит модернизацию. Поэтому наладили сотрудничество с Минским вагоноремонтным заводом, куда уже поступила для проверки первая партия колесных пар. В нынешнем году там должны провести освидетельствование 42 этих элементов.
Автосцепные устройства после демонтажа специалисты Центра механизации отправляют для осмотра в вагонное депо Брест. А тормозное оборудование проходит поверку и ремонт в локомотивном депо Брест. Собственными силами в Пинске ремонтируют и производят замену пневматических и гидравлических устройств, рукавов, электрического оборудования, а также металлоконструкций. Согласно программе импортозамещения, на предприятии восстанавливают детали щебнеочистительных машин РМ-80, подверженные быстрому износу.
В ЦМПР освоили и новый вид работ – средний ремонт рельсошлифовального поезда РШП-48К приписки Оршанской ПМС-78. Он уже эксплуатировался несколько сезонов. Пинские специалисты также принимают заказы на оздоровление других видов техники: моторельсового транспорта, хоппер-дозаторов, железнодорожно-строительных машин, снегоуборочных поездов, укладочных кранов, моторных платформ, путевых рельсосварочных машин, для смены шпал. В этом месяце специалисты планируют завершить ремонт машины ПМГ для Полоцкой дистанции пути, а также собственной вакуумно-уборочной.
– Последняя уже готова на 60%, – говорит Сергей Онищук. – Мы выполнили освидетельствование колесных пар, ремонт ходовых тележек, автосцепных устройств, тормозного оборудования, пневматической системы и силовой установки, а также провели ревизию рукавов. Эта машина универсальная, она позволяет очищать пути и стрелочные переводы от различных засорителей.
Техническая база ЦМПР позволяет также ремонтировать технику австрийской компании «Плассер и Тойрер», которую Белорусская магистраль начала получать в 1995 году. Эта работа приносит предприятию основную прибыль. В декабре минувшего года с компанией был подписан контракт на поставку по импорту (в три этапа) запасных частей для ремонта данной техники. Первую партию оборудования ожидают уже в январе. В феврале и марте планируются поставки очередных партий.
На выполнение поставленных задач нацелены и работники филиала ЦМПР – специалисты ремонтно-механических мастерских в Столбцах. В настоящее время для ПМС-116 здесь обновляют состав для вывоза засорителей и моторную платформу, а также еще одну моторную платформу для ПМС-118.
Путевая техника приписки пинского предприятия работает не только на Белорусской магистрали, но и на железных дорогах других стран. Например, в прошлом году в Литве на очистке щебня была задействована машина РМ-80. На протяжении месяца на нескольких участках в направлениях Вильнюса и Клайпеды трудились опытные пинские специалисты под руководством начальника комплекса путевых машин Александра Кобринца. Благодаря этому предприятию удалось заработать 57,7 тыс. долларов.
– В Литве команда нашей машины РМ-80 № 363 из 8 человек трудилась впервые, – рассказывает Александр Андреевич. – Техника отлично справилась со сплошной вырезкой и очисткой щебня и прошла почти 13 км пути. Сейчас она находится на среднем ремонте в ЦМПР, который включает замену лент главного и бокового транспортеров, а также осмотр и ревизию всех рабочих механизмов.
Александр Кобринец работает на предприятии с 1997 года. Начинал слесарем по ремонту, трудился помощником машиниста и машинистом на РМ-80. Сейчас возглавляет комплекс путевых машин. В прошлом году награжден знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Юрий ФЕДОРЕНКО