Ремонт со знаком качества
Техническое обслуживание в объеме ТО-3 тепловоза ЧМЭ3 с тележками для движения по западноевропейской колее 1435 мм выполнили специалисты локомотивного депо Брест. Пройдя здесь «лечение» основных узлов, механизмов и вспомогательного оборудования, машина с заводским индексом 2855 будет использоваться в маневровой работе на станции Брест-Северный.
В приписном парке депо – 47 локомотивов различных серий (М62, 2М62К, ЧМЭ3, ЧМЭ3т, а также ТМЭ3). Большинство из них используется на колее 1520 мм. И только пять тепловозов из почти пятидесяти переведены на движение по западноевропейской: четыре локомотива ЧМЭ3, которые задействованы в маневровой работе в отделении и в ПТО Брест-Центральный-2 местного вагонного депо, и один М62 – занят в вывозном движении на подаче и уборке составов на станциях Мотыкалы и Лыщицы.
– Ремонт и обслуживание тепловозов, которые работают на колее 1435 мм и тех, что задействованы на колее 1520 мм, практически идентичны, – рассказывает мастер участка ТО-3 – ТР-1 депо Брест Семен Тозик. – Первые локомотивы от вторых отличаются конструкционно более узкими тележками и колесными парами, а также сцепным устройством (вместо стандартной автосцепки здесь применена винтовая упряжь). В зависимости от пробега всем им назначается тот или иной вид работы – ТО-2, ТО-3 и ТР-1.
ТО-2 проводится для поддержания эксплуатационных характеристик тепловозов. Обслуживание в объеме ТО-3 предусматривает осмотр дизель-вспомогательного и электрооборудования, автотормозов, экипажной части, колесных пар, тележек, винтовой упряжи. Также уделяется внимание состоянию кузова. Самый длительный курс «лечения» и наиболее ответственный этап – текущий ремонт ТР-1. Он проводится по истечении 180 суток для тепловозов ЧМЭ3 и через 75 – для серии М62. В процессе работы тестируются основные механизмы, системы
автоматического регулирования температуры воды и масла, охлаждения, электрических аппаратов и цепей, распределительных редукторов, тяговых электродвигателей. Если выходит из строя крупное оборудование (возбудитель и вспомогательный генератор, компрессоры и т. д.) или в нем обнаружен серьезный дефект, слесари по ремонту проводят замену. На этот случай в депо постоянно есть в наличии необходимые узлы, агрегаты и запасные части.
– При проведении ТР-1 особое внимание уделяется вибродиагностике подшипников качения в буксовых узлах и тяговых электродвигателях, – продолжает Семен Семенович. – Для этого на предприятии оборудована ремонтная позиция и смонтировано необходимое оборудование, в частности, установка с диагностическим комплексом «Вектор-2000». Она позволяет осуществлять вращение тяговых электродвигателей и определять текущее состояние подшипников распределительных редукторов. При обнаружении повышенных шумов, вибрации или посторонних звуков они подлежат незамедлительной замене. На финишном этапе ремонта колесную пару с буксовым узлом еще раз тестируют в движении. Если неисправности нет, ее монтируют под тепловозом.
Пять локомотивов предприятия, которые эксплуатируются по западноевропейской колее 1435 мм, уже отработали в Брестском отделении по несколько десятилетий.
С каждым годом все сложнее поддерживать их в исправном техническом состоянии. Однако большой практический опыт и квалификация специалистов депо позволяют продлевать локомотивам жизнь.
В этом большая заслуга слесарей по ремонту подвижного состава Василия Пугача, Валентина Андреюка, Сергея Устимчука, Игоря Гордейчука и других.
– Я задействован на «оздоровлении» узлов вспомогательной группы тепловозов, – рассказывает слесарь Василий Пугач. – Это вентиляторы, соединительные муфты, карданы, секции холодильного оборудования. Также в целях безопасности проверяю наличие огнетушителей, срок их годности. Кроме того, осматриваю кузов на наличие дефектов. Мелкий ремонт устраняю на месте, а покраской металлических элементов занимается другой участок на станции Брест-Центральный. За смену подготавливаю обычно 2 – 3 тепловоза, в месяц – несколько десятков. За 21 год работы на этом предприятии счет уже пошел на тысячи.
Контролеры слесарно-станочных работ Ирина Грищук и Жанна Олесеюк проводят измерения геометрических параметров колесных пар и других частей локомотива с помощью специального инструмента и шаблонов. Также они определяют зазоры в подшипниках и коленчатом вале, оформляют техническую документацию.
Отличным специалистом по обслуживанию топливной аппаратуры является один из лучших работников участка – Юрий Островский. Он умеет точно отрегулировать сложное оборудование, обеспечить необходимое и равномерное распыление топливной смеси – от этого зависит продуктивная работа дизельного двигателя. Проверкой и зарядкой аккумуляторов занимается опытный Юрий Кучко. На участке ТО-3 – ТР-1 трудятся четыре мастера – Семен Тозик, Геннадий Новик, Денис Адамчук и Павел Власюк. От их согласованных действий, умения грамотно организовать рабочий процесс в немалой степени зависит техническое состояние тепловозов приписного парка.
Некоторые виды ремонтных работ для тепловозов серии ЧМЭ3 западноевропейской колеи для брестчан выполняют их коллеги с других предприятий магистрали. К примеру, эти локомотивы своим ходом (после установки тележек колеи 1520 мм) отправляют на ТР-2 и ТР-3 в депо Могилев, а в депо Жлобин – на ТР-3, КР-1 и КР-2 (два последних – это капитальный ремонт в разном объеме, который проводится через 9 и 18 лет соответственно). На эти же предприятия на платформах доставляют и тележки колеи 1435 мм, которые проходят обслуживание и ремонт. В конце 2017 года один из тепловозов ЧМЭ3 (№ 4126) колеи 1435 мм побывал на ТР-3 в Могилеве. В первом квартале брестчане передадут на оздоровление еще один «узкий» локомотив (№ 4175) этой серии.
В нынешнем году планируется возобновить грузовое движение по западноевропейской колее через пограничный переход Высоко-Литовск – Черемха (Польша). Для осуществления этих перевозок из локомотивного депо Волковыск на аналогичное предприятие в Бресте до конца февраля будут переданы два тепловоза М62. Местные специалисты переоборудуют их под колею 1435 мм для перевозок по маршруту Брест – Черемха. Работы предусматривают замену колесных пар (их подготовка поручена локомотивному депо Молодечно) и переоборудование тележек, установку буферно-тяговых устройств и винтовой упряжи вместо автосцепки. Подготовить тепловозы необходимо до середины апреля текущего года.
Юрий
ФЕДОРЕНКО