С мастерством ювелиров
Около тысячи различных приборов ежемесячно обслуживают специалисты ремонтно-технологического участка (РТУ) СЦБ Могилевской дистанции сигнализации и связи.
– Мы занимаемся проверкой и ремонтом контактной (реле и блоки) и бесконтактной (приемники, генераторы, конденсаторные блоки, преобразователи частоты, регуляторы тока и т.д.) аппаратуры, а также световых сигнальных устройств, – рассказывает начальник участка Александр Смоляков. – Основная задача – обеспечить их соответствие техническим требованиям. А значит, гарантировать безопасность движения поездов и надежную работу устройств СЦБ.
Административное здание РТУ находится в Могилеве. Оборудование для обслуживания и ремонта сюда доставляют со всей дистанции. А это участки протяженностью в сотни километров, линейные и узловые станции, десятки перегонов и переездов.
– Все характеристики и параметры устройств отображены в сборнике «Технологический процесс ремонта и проверки аппаратуры сигнализации, централизации и блокировки», – продолжает начальник участка. – Это основной документ для работников РТУ. В нем содержится информация о порядке и периодичности ремонта различного оборудования и сроках его замены, электрических и механических характеристиках.
В соответствии с нормативными документами составлен график обслуживания устройств, ведется строгий контроль его исполнения. Например, каждое реле имеет свой «паспорт» с заводским номером, годом выпуска, отметками специалистов, производивших ремонт.
За исправной работой всех устройств, находящихся в зоне ответственности, следят не только электромеханики на линии, но и специалисты группы по замене приборов, входящей в состав РТУ. Согласно графику, они выезжают на станции, забирают устройства, подлежащие диагностике и ремонту, и доставляют их на базу. Взамен отвозят и устанавливают обновленные.
Самую ответственную и кропотливую работу на своих рабочих местах, оснащенных необходимым инструментом и приспособлениями, выполняют специалисты группы по ремонту контактной и бесконтактной аппаратуры.
– Чаще всего к нам поступают реле разных типов – импульсные, трансмиттерные, а также пусковые, комбинированные, штепсельные, – поясняет Александр Владимирович. – К примеру, возле каждого светофора автоблокировки размещается релейный шкаф, в котором может находиться до 50 различных реле. И все они должны быть исправны. Ввиду того, что многие устройства эксплуатируются длительное время, в ходе их ремонта возникает немало вопросов. Нужно произвести поверку, при необходимости очистить контакты, перепаять провода, заменить радиоэлементы.
В сигнальных устройствах часто выходят из строя светодиоды. Их тоже нужно менять. Отдельный специалист ремонтирует электродвигатели и трансформаторы. А всего в подразделении трудится 21 человек. В большинстве своем это люди, посвятившие выбранному делу долгие годы. Но есть и молодежь.
– Я пришла в участок три года назад после окончания отраслевого колледжа в Бресте, – говорит электромеханик Анна Губенко. – Еще в детстве вместе с отцом и братом любила ремонтировать различные бытовые электроприборы. Поэтому и профессию выбрала соответствующую. Для ремонта каждого устройства предусмотрены определенные сроки. Поначалу было сложно держать высокий темп, но я старалась учиться у более опытных коллег. И у меня это получалось. Да и коллектив у нас дружный. К тому же в дистанции созданы хорошие условия для работы. Вот и сейчас ремонтируются сразу несколько помещений нашего участка.
Восстановленные приборы попадают в руки электромехаников-приемщиков, которые производят регулировку и замер их механических, электрических и временных характеристик. Если все параметры в порядке, специалист осуществляет контрольную проверку (то есть действует двойной контроль) и опломбирование – ставит личное клеймо и наклеивает бирку.
В штате подразделения – два инженера по метрологии. Они проверяют и ремонтируют амперметры и вольтметры постоянного и переменного тока, омметры, тестеры, осциллографы и цифровые мультиметры. Кроме того, отвечают за измерительное оборудование и стенды, которые тоже нуждаются в периодической поверке.
Для работы в этом подразделении необходимы хорошие знания и большой практический опыт. Монотонный труд и ремонт мелких деталей требуют усидчивости, терпения, скрупулезности.
О специфике профессии Александр Смоляков может рассказывать долго – у него почти пятнадцатилетний опыт работы на магистрали. Начинал в подразделении электромехаником по двигателям, был электромехаником по замене приборов. Заочно окончил БелГУТ.
Специалисты РТУ отмечают, что несмотря на постоянное техническое обновление дистанции, их труд остается востребованным. Они приносят пользу магистрали, продляя сроки службы многих приборов и устройств.
Андрей ИВУТЬ