Ценить и беречь
Он был учрежден в 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН. Наша страна присоединилась к экологической инициативе в 1998-м, и с тех пор 5 июня мы отмечаем День охраны окружающей среды. Являясь неотъемлемой частью национального транспортно-промышленного комплекса, Белорусская железная дорога несет в себе определенную степень риска – как для человека, так и для природы. Подробнее о том, какие меры стальная магистраль принимает для их минимизации и повышения уровня своей экологической безопасности – в нашей беседе с заместителем начальника службы технической политики и инвестиций Владиславом Коцуром.
– Наша служба курирует данную тематику по всей дороге, поэтому могу заверить, что развитие инфраструктуры, осуществление любых крупномасштабных проектов проводится в строгом соответствии с действующим природоохранным законодательством. Приоритетными направлениями в плане снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду являются увеличение общего объема электрификации железнодорожных линий, обновление и модернизация подвижного состава, внедрение инновационных технологий и современных технических устройств.
Так, перевод движения на электротягу на участке Гомель – Жлобин – Осиповичи дал возможность сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 6% (или на 2,6 тыс. тонн в год). Реализация в 2017 году аналогичного проекта на направлении Молодечно – Гудогай – госграница и планируемая до 2020 года электрификация участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров позволят дополнительно снизить эти цифры еще на 7,6% (или на 3,1 тыс. тонн в год).
В последние годы на магистрали введен в эксплуатацию инновационный тяговый и моторвагонный подвижной состав: электропоезда Stadler (Швейцария) серии ЭП, грузовые электровозы БКГ (Китай), дизель-поезда Pesа (Польша) серии ДП, тепловозы ТМЭ1, ТМЭ2, ТМЭ3 (собраны на базе локомотивного депо Лида), оборудованные современными двигателями экологического стандарта евро III. Их усовершенствованная система электронного управления подачи топлива дает значительную экономию расхода, что также способствует снижению выбросов в атмосферу.
С учетом стратегии развития магистрали и проектных решений, реализуемых в рамках программ и инвестиционных проектов, наша служба формирует План мероприятий по охране окружающей среды на Белорусской железной дороге, а также осуществляет контроль за его выполнением. Так, в рамках реализации этого документа в прошлом году выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников сократились на 6,3% (или на 121,4 тонны) по сравнению с 2017-м.
– За счет чего удалось этого достичь?
– Благодаря повышению эффективности сжигания топлива, внедрению электроотопления, установке гелиоколлекторов, использованию лакокрасочных материалов с низким содержанием летучих органических соединений, реконструкции пылегазо-
очистного оборудования и т. д. А за счет совершенствования технологических процессов общий объем водопотребления на магистрали в 2018-м сократился на 7%. Вместе с тем хотел бы обратить внимание на необходимость поэтапного обновления очистных сооружений сточных вод.
Дело в том, что из 49-ти функционирующих на Белорусской железной дороге таких объектов 28 имеют значительный физический и моральный износ (они вводились в эксплуатацию в период с 1968-го по 1999 год), а также нехватку мощностей. В связи с этим до конца 2020 года планируется реконструкция очистных сооружений в локомотивном депо Витебск, в оздоровительном центре «Талька», а также в детских лагерях «Лесные дали» и «Лесное озеро».
– Доля использования и вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот в прошлом году на дороге увеличилась на 24% по сравнению с 2017-м. Что этому поспособствовало?
– Во многом – введение стандарта организации СТП БЧ 31.365-2017 «Вторичные материальные ресурсы, материалы для вторичного использования. Порядок обращения», который установил единые подходы на дороге. Отходы применяются в технологических процессах в качестве источников топлива, сырья и материалов для вторичного использования. Например, топливом служат деревянные, негодные к повторной укладке в путь шпалы, смесь отработанных нефтепродуктов. Кроме того, целый ряд углеводородсодержащих отходов может использоваться как компонент к топливу (различные отработанные масла и эмульсии, смазочно-охлаждающие жидкости, нефтесодержащие шламы). На эту тему в Минском отделении проведено исследование: там изучили состав отработанных масел, чтобы определить перспективы использования их как компонента смесевого топлива. Результаты расчетов позволили разработать с учетом природоохранных требований ТУ BY 400057727.005-2-17 «Топливо нефтяное смесевое. Технические условия». Это тоже один из способов решения проблемы эффективного использования вторичных энергоресурсов.
Стоит отметить введенную в эксплуатацию установку по переработке и утилизации нефтешламов на промывочно-пропарочной станции Барбаров, позволяющую ежегодно перерабатывать порядка 1300 тонн жидких и 670 тонн твердых отходов производства. Очищенные и обезвоженные
нефтепродукты используют в качестве компонента для получения котельного топлива в соответствии с ТУ BY 400052406.0001-2014 «Эмульсия нефтяная улучшенная».
– По каким еще направлениям железнодорожники проводят работу по повышению экологической безопасности магистрали и транспортно-производственного комплекса страны в целом?
– Для выполнения международных соглашений в сфере охраны окружающей среды, принятых Республикой Беларусь, наша служба координирует работу по учету и обращению с оборудованием, материалами и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы (ПХБ).
В соответствии с требованиями Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях Беларусь обязана до 2025 года завершить эксплуатацию всего оборудования, содержащего ПХБ, а до 2028 года территория республики должна быть полностью очищена от них.
В настоящее время в локомотивном депо Барановичи проводятся работы по замене оставшихся конденсаторов с ПХБ (на электровозах ВЛ80с). До конца текущего года на дороге из эксплуатации планируется вывести все оборудование, содержащее ПХБ.
Магистраль продолжает совершенствовать свою нормативно-правовую базу. В частности, утверждено Положение об управлении природоохранной деятельностью на Белорусской железной дороге, в котором определены показатели текущей работы и результативности проводимых мероприятий. Они учитываются при разработке мер по устранению недостатков и корректировке отдельных направлений деятельности по охране окружающей среды.
В рамках цифровой трансформации магистрали вопросы ухода от бумажных отчетов, журналов с переводом их в электронный формат, упрощения сбора и хранения аналитических данных, повышения эффективности работы в области природоохранной деятельности позволит решить автоматизированная система экологического учета и анализа АС «Эколог». С января текущего года она запущена в опытную эксплуатацию во всех отделениях дороги. Разработчиком является Гомельское подразделение Конструкторско-технического центра.
– Владислав Святославович, если Ваша служба осуществляет общее руководство и контроль, то в чьем ведении находятся вопросы экологии на местах?
– Это очень важный вопрос. В организациях и обособленных структурных подразделениях Белорусской железной дороги общее руководство природоохранной деятельностью осуществляет главный инженер, который также контролирует проведение данной работы на местах и ее результаты. Ответственность за надлежащее исполнение требований природоохранного законодательства возложена на инженерно-технический состав.
Отмечу, что уровень компетентности специалиста по охране окружающей среды играет важную роль в деятельности предприятия и позволяет не допускать ошибок и неточностей в документации, исключить штрафы со стороны контролирующих органов. Поэтому обучение кадров в области охраны окружающей среды охватывает все уровни персонала Белорусской железной дороги и проводится регулярно. Так, за прошлый год повысили квалификацию 7 руководителей и 30 специалистов магистрали, еще 22 железнодорожника были направлены на тематические семинары.
В завершение хотел бы напомнить, что тема экологии касается каждого из нас, если мы хотим сохранить нашу Беларусь и планету в целом такой же прекрасной и цветущей. И заботиться о чистоте нашего общего дома нужно не раз в год, 5 июня, а изо дня в день. Нам есть, что ценить и беречь.
Инга МИНДАЛЁВА