Его счастливый путь
За свою долгую трудовую биографию почетному железнодорожнику, ветерану станции Орша Александру Старинскому довелось поработать в разных должностях. И всегда он отличался ответственностью, добросовестностью, а также особой интеллигентностью. Этот человек прошел путь от дежурного по станции Насва Октябрьской железной дороги до руководителя Оршанского узла. Но красноречивее слов о его успехах рассказывают награды. В трудовой книжке – 130 записей о поощрениях, среди которых – о вручении знаков «Отличный работник Белорусской железной дороги», «Отличник Гражданской обороны СССР», медали «Ветеран труда».
…А лександр Старинский – интересный собеседник, открытый, искренний и жизнерадостный человек. Воспоминания возвращают 83-летнего ветерана в беззаботное детство и отрочество.
Его родители работали на стальной магистрали, а дом, где жила семья Старинских, находился рядом с путями недалеко от станции Орша-Восточная. Мама Акилина Леонтьевна пришла на железную дорогу в 1926-м. Ее трудовой стаж 32 года. Сначала была стрелочницей на тракционных путях локомотивного депо, затем работала на пескосушилке, где паровозы заправляли песком, а после войны – на угольном складе. Отец Михаил Федорович 30 лет трудился путевым рабочим в дистанции пути.
– Так что о железнодорожном транспорте к моменту окончания десяти классов школы № 38 я знал не понаслышке, – отмечает Александр Михайлович и добавляет: – Сам в годы учебы подрабатывал: в райпотребсоюзе делал ящики под овощи, выполнял другие виды работ на строительстве элеватора, на снегоуборке путей.
В 1954 году Александр Старинский вместе с другом Евгением Коротких поступил в Львовский техникум железнодорожного транспорта на специальность «производство электровакуумных приборов и радиоаппаратуры дальней связи».
– Мама настаивала, чтобы пошел в оршанский. Но я выбрал тот, где стипендия выше, – объясняет мой собеседник. – Хотя учиться было тяжело: комнату в общежитии нам не выделили, жили на съемной квартире. Поэтому уже через месяц решили вернуться домой. К счастью, из-за большого количества выпускников школ в отраслевом техникуме Орши увеличили количество мест. Был открыт дополнительный набор, но только для тех, кто уже сдал экзамены в другом учебном заведении. Женя, к сожалению, не прошел. А меня зачислили.
Учащийся восьмой группы по специальности «эксплуатация железных дорог» Александр Старинский сразу стал лидером. Учеба давалась легко, юноша любил все предметы без исключения, участвовал в проводимых в техникуме и за его пределами мероприятиях, был комсомольцем, увлекался футболом, волейболом, шахматами, играл в духовом оркестре местного Дома культуры. В техникуме познакомился с девушкой Лидой, ставшей его спутницей жизни.

Слева направо: сын Александр и его супруга Наталья, внучка Екатерина, правнучка Полина, супруг Екатерины Александр, сын Юрий и его супруга Ольга, Александр Михайлович и Лидия Александровна
В феврале 1957 года Александра Старинского по распределению направили в Великолукское отделение Калининской железной дороги. Оттуда – дежурным на станцию Насва 4-го класса.
– Была возможность остаться в Орше. Но молодежь тех лет была совсем другой: нам хотелось осваивать целину, уехать как можно дальше от дома – на Кавказ, Сахалин, Дальний Восток, – вспоминает ветеран. – Отлично помню свое первое дежурство. Было волнительно: ночью прибывал сборный поезд, а я до этого практиковался только днем, в светлое время суток. К счастью, все прошло спокойно, я справился с поставленной задачей. Через год предложили повышение: перейти на станцию Куженкино, уже 3-го класса.
В 1958-м инициативного молодого человека перевели на должность начальника станции Великополье (с 1961 года – Октябрьской железной дороги). Супруги Александр и Лидия на шесть лет переселились в Псковскую область, где у них родились сыновья Юрий и Александр.
– Нас не пугали постоянные переезды, смена места работы и окружения. Мы были вместе, поддерживали и любили друг друга, – делится воспоминаниями Александр Михайлович. – Трудовой стаж моей любимой Лиды на магистрали составил 45 лет.
С дрожью в голосе мой собеседник говорит о том, что не так давно Лидия Александровна ушла из жизни. Супругам лишь года не хватило до 60-летия совместной жизни – бриллиантовой свадьбы.
В августе 1964-го Александра Старинского назначили начальником станции Порхов. В 1970-м он стал заместителем начальника внеклассной станции Дно.
– В начале семидесятых начали строить дом в Орше для мамы. Вскоре туда переехала и наша семья, – рассказывает Старинский. – В августе 1973 года меня перевели с Октябрьской дороги на Белорусскую.
Умение прогнозировать ситуацию, предельная ответственность, выполнение всех поставленных задач помогли Александру Михайловичу стать отличным профессионалом. Об этом свидетельствует и тот факт, что уже через две недели его с должности дежурного по станции назначили заместителем начальника станции Орша-Центральная.
В 1982 году Александр Старинский возглавил станцию Орша, где работал без малого 15 лет. Под его руководством активно развивалась рационализаторская деятельность, в частности, применялся «щекинский метод» организации труда (совмещение профессий, работа по расширенной зоне обслуживания). В производство были внедрены система организации движения сдвоенных поездов и поездов повышенного класса, новые устройства управления стрелками и сигналами, построены новые административно-бытовые здания.
Уйдя на заслуженный отдых, Александр Михайлович еще четыре года работал заместителем начальника станции Орша-Восточная. А затем 11 лет трудился в Оршанском колледже – филиале БелГУТа.
И сегодня Александра Старинского в узле вспоминают с теплотой, ставят в пример молодому поколению, а также стараются приумножать лучшие традиции, заложенные когда-то опытным железнодорожником.
На заслуженном отдыхе он остается активным человеком. Как и в юности, пишет стихи и картины, много читает.
В личной библиотеке – более тысячи книг. Настольным печатным изданием вот уже более семи десятилетий для него является отраслевая газета «Железнодорожник Белоруссии». Не было дня, чтобы ветеран не вспоминал о стальной магистрали, которой посвятил большую часть своей интересной, богатой на события жизни.
Он безгранично гордится тем, что железнодорожную династию Старинских продолжили внучки Екатерина и Дарья.
– Катя трудится на станции Витебск, самая младшая – Дашенька – работает на станции Минск-Сортировочный, – с гордостью говорит о них дедушка. – Со стальной магистралью связаны и мои невестки: Ольга – преподаватель в оршанском отраслевом колледже, Наталья – заместитель начальника службы перевозок Управления дороги.
Сегодня общий трудовой стаж семьи Старинских составляет 244 года, 58 из которых – личный вклад Александра Михайловича.
Юлия
СТАРАВОЙТОВА