«Вагонный доктор»
«Увидеть, услышать, обнаружить неисправность литых деталей ходовой части вагона», – так коротко, но емко описала свою работу дефектоскопист лаборатории неразрушающего контроля Жлобинского вагонного депо Екатерина Карабан.
Самой опасной принято считать профессию сапера, который, как известно, ошибается лишь раз. Но неточность и недосмотр в работе дефектоскописта могут привести к не менее серьезным последствиям. Насколько ответственно это дело, Екатерина поняла еще будучи студенткой БелГУТа. И вот уже восемь лет оттачивает свое мастерство: «выросла» до 5-го разряда и сертифицирована на 2-й уровень по визуальному, магнитопорошковому и ультразвуковому методам контроля.
В школе ее любимыми дисциплинами были физика и математика – училась в профильном классе с углубленным изучением этих предметов. Увлечение точными науками сыграло решающую роль в выборе профессии.
– Была возможность поступить в БНТУ. Но в то время в отраслевом вузе началась подготовка по специальности «неразрушающий контроль», – рассказывает железнодорожница. – Именно своей уникальностью она меня и привлекла. Интерес к делу не пропадает: методики в этой области регулярно обновляются, разрабатываются современные системы и приборы диагностики. С их помощью тщательно «слушаем» и проверяем каждый узел.
Среди рядов колесных пар хрупкую девушку практически не видно, зато по характеру она, как признаются коллеги, – кремень. Принципиальность и настойчивость, ответственное выполнение порученных заданий и умение доводить дело до конца – неотъемлемые черты стиля работы Екатерины Карабан.
– Дефектоскопистов называют «вагонными докторами», – подключается к разговору начальник лаборатории неразрушающего контроля депо Денис Будник. – Деталям подвижного состава тоже приходится ставить «диагноз», находить в их конструкциях малейшие «недуги» и следить за тем, чтобы процесс «лечения» был максимально эффективен. И, образно говоря, Екатерина Карабан – хороший доктор. Ее решение ни разу не было ошибочным.
– Колесная пара проходит процесс многоступенчатого контроля, – вводит в курс дела собеседница. – Сначала ее осматриваю, освещая переносным светильником, чтобы выявить видимые глазу дефекты, а ультразвуковой метод помогает обнаружить внутренние. Магнитопорошковый весьма эффективен при поиске наружных, таких как трещины.
Наблюдать за работой дефектоскописта очень увлекательно: Екатерина «прослушивает» ось ультразвуковым дефектоскопом УД2-102 «Пеленг» и, словно глядя сквозь металл, видит все повреждения.
К слову, именно в этом узле ей удалось обнаружить самый интересный дефект за все время работы. Тогда не прозвучивалась ось колесной пары. Это означало, что структура металла неоднородна, и узел ремонту не подлежит.
Не ускользнули от внимательного взгляда специалиста и неисправности деталей, специально заложенные организаторами отраслевого конкурса профессионального мастерства, прошедшего недавно в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Высокий уровень знаний продемонстрировала Екатерина Карабан также на теоретическом этапе. Домой девушка привезла награду за второе место.
– Мои коллеги постоянно среди лучших на подобных конкурсах, в том числе и республиканского уровня. Поэтому я ехала в Барановичи только за призовым местом: было очень важно оправдать доверие, которое мне оказало руководство предприятия, – отмечает Екатерина и с теплотой благодарит коллег, которые переживали за нее. – Их поддержка чувствовалась на расстоянии. Мне всегда нравилось учиться, узнавать что-то новое, поэтому все служебные инструкции и конспекты я проштудировала основательно. Порой засиживалась за книгами до поздней ночи. Поддержали и родные. К слову, и мой супруг Дмитрий – железнодорожник, работает в местной дистанции пути.
А увлечение Екатерина выбрала тоже требующее усидчивости, терпения и старательности: она вышивает картины и создает канзаши – украшения для волос из лент, ткани и цветов. Главный ценитель ее творчества – дочь Оксана.
Лидия СЕРГЕЕВА