Живительная сила творчества
Творчество лежит в основе всех достижений человечества – как в области научно-технического прогресса, так и в сфере культуры и искусства. Это как никто понимает Бронислав Живица – почетный железнодорожник, неутомимый новатор и просто неравнодушный ко всему, что происходит на Белорусской железной дороге человек. На днях он отметил 75-летие.
Про свой возраст Бронислав Иванович говорит в шутку: «Всего лишь три раза по двадцать пять, но в основе-то – 25!».
И действительно, такая завидная бодрость духа, прогрессивные взгляды на развитие изобретательства в стране и мире, неуемная энергия созидателя и лидера словно вступают в диссонанс с его реальным возрастом. Возможно, именно активная общественная деятельность помогает сохранять молодость души, которой точно не больше 25-ти! Бронислав Иванович сегодня руководит клубом почетных железнодорожников Управления Белорусской магистрали, на общественных началах является заместителем председателя – секретарем Республиканского общества изобретателей и рационализаторов, возглавляет консультационный пункт при Республиканской технической библиотеке, поддерживает
и оказывает юридическую помощь молодым энтузиастам – авторам технических решений… Этот список можно продолжить.
Родился Бронислав Живица в деревне Полоневичи Дзержинского района в победном 1945 году. С малых лет был приучен к труду и самодисциплине – в семье, где шестеро детей, по-другому нельзя. Но одно увлечение уже тогда выделяло мальчика среди других – невероятная страсть к технике, а в частности, к поездам и самолетам. Определиться с будущей профессией тогда помог старший товарищ, друг детства Анатолий Самуйлик, который окончил железнодорожное училище № 3 (ныне Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича). Он и посоветовал поступать в это учебное заведение. Так навсегда жизнь оказалась связанной с магистралью. Правда, был один интересный штрих в судьбе, который мог бы все повернуть иначе. После окончания училища Бронислава, делавшего большие успехи в спорте, призвали на службу в ВДВ, рекомендовали поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное училище. А затем парень не прошел по здоровью. Он пришел работать на Минский вагоноремонтный завод.
Молодой железнодорожник не просто ответственно трудился, а старался вникнуть в саму суть производственного процесса. Появились его первые рационализаторские предложения.
В 1974-м окончил БИИЖТ, почерпнув у талантливых преподавателей много нового по самым передовым методам ремонта грузовых и пассажирских вагонов. В этой связи собеседник с особой теплотой вспоминает профессора Николая Криворучко – своего главного наставника. В том же году Бронислава Живицу, разработки которого на тот момент нашли успешное применение, пригласили в Управление дороги на должность инженера службы вагонного хозяйства.
А буквально через год с небольшим он был избран председателем совета ВОИР (Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов) Белорусской железной дороги. Более десяти лет плодотворной работы в качестве лидера на ниве новаторства в сотрудничестве с Виктором Раскатовым, возглавляющим тогда БРИЗ (Бюро рационализаторства и изобретательства), оставили значимый след в развитии железнодорожного транспорта республики. В 1986 году Бронислав Иванович стал начальником Дорожного центра научно-технической информации (ДЦНТИ).
– В своих инициативах мы получали поддержку руководителей магистрали того времени – Евгения Юшкевича и Андрея Андреева, председателя Дорпрофсожа Алексея Бородаенко, – с энтузиазмом вспоминает собеседник. – Совет ВОИР совместно с бюро рационализаторства и изобретательства много внимания уделял вовлечению молодых работников в техническое творчество. Создавались школы молодого рационализатора, советы новаторов, творческие комплексные бригады и общественные конструкторские бюро. В ДЦНТИ мы многое делали для распространения на дороге передовых методов работы и высокоэффективных технических разработок, используемых на сети дорог СССР.
Особый вклад в развитие отечественной магистрали Бронислав Живица внес в период проведения на дороге экономического эксперимента по переходу на хозрасчет и самофинансирование. Он стал автором и соавтором ряда предложений, в частности, по применению ультразвукового контроля за состоянием колесных пар, внедрение которого повысило производительность труда в шесть раз. Активная новаторская деятельность продолжилась и в период работы в техотделе Управления дороги, преобразованном потом в службу технической политики и инвестиций, а также в Конструкторско-техническом центре.
С его участием Белорусская магистраль в 2001 году демонстрировала уникальные технические новшества во Всероссийском выставочном центре в Москве, завоевав ряд медалей и дипломов. При этом железнодорожник постоянно углублял знания, в разные годы получив дополнительно юридическое и экономическое образование.
Бронислав Иванович – личность незаурядная. Кстати, будучи большим книголюбом, он даже своих дочерей назвал именами героинь произведений Льва Толстого и Александра Пушкина – Натальей и Татьяной. Рядом же всегда любимая супруга Светлана Георгиевна, с которой не так давно они отметили золотую свадьбу. Радуют уже взрослые внуки. Отрадой для души остается и родительский дом, ставший дачей. Недалеко живописное озеро и замечательный грибной лес, дающие вдохновение и новые силы для творчества.
Александр БОГДАН