Май
Пн
12
2025

Сладкий груз – по магистрали

Свекловичный сезон открыт на станции Слуцк: первые вагоны со сладким грузом в адрес местного сахарорафинадного комбината начали поступать в начале сентября. С каждым днем объемы увеличиваются. Всего на предприятии в нынешнем году намерены переработать более миллиона тонн сырья.

…Вдалеке раздался пронзительный сигнал тепловоза – состав делает плавную остановку.
– Это прибыл очередной поезд со свеклой, – поясняет начальник станции Павел Валяев. – Всего 40 полувагонов, в каждом в среднем по 50 тонн корнеплодов. Работать приходится в напряженном ритме. При этом комбинат каждый день наращивает объемы. Справляться с возрастающей нагрузкой помогают профессионализм, сознательное отношение к своим обязанностям. К тому же перевозка сахарной свеклы для нас – дело привычное, на станции все готовы, технология хорошо отработана.
При этом важное условие – равномерный подход полувагонов, выполнение выгрузки точно в соответствии с графиком. Главное – не допустить большого скопления подвижного состава и своевременно отправить груз на перерабатывающее предприятие.
Общий результат зависит в том числе от маневрового диспетчера Светланы Есипчик и оператора СТЦ Максима Савчени, в поле внимания которых и оказывается прибывший с полей урожай. В том, что корнеплоды попадут на выгрузочную площадку комбината точно по графику, сомнений нет: свою работу железнодорожники выполняют четко, оперативно и качественно. Впрочем, как всегда. Светлана Леонидовна, которая трудится на станции 30 лет, отмечает, что с началом свекловичного сезона их функции существенно не изменились, только вагонов и маневровых локомотивов для транспортировки стало больше.

Дежурный по станции Татьяна Тагиль

– Свекла прибывает со станций Осиповичи, Могилев, Клецк и Тимковичи. Пик выгрузки ожидаем в ноябре, когда будем принимать ежесуточно до 120 вагонов, – рассказывает оператор СТЦ Анастасия Шкурская. – Доля веса сладкого продукта в общей номенклатуре грузов велика, поэтому ему мы уделяем повышенное внимание: понимаем, что от нас зависит успех крупного комбината. Кроме того, значительный объем работы нашей станции – составы, которые поступают в адрес ОАО «Беларуськалий». Стоит отметить, что в этом году в грузовом процессе коллективом достигнуты хорошие результаты. Так, за 8 месяцев текущего года погрузка на 25% выше, чем за аналогичный период 2019-го. Роста удалось достичь за счет лесоматериалов, патоки, жома и сахара-песка – перевыполнили задание в несколько раз.
Отличные показатели позволили коллективу станции Слуцк стать победителем отраслевого соревнования за первое полугодие 2020-го. И есть хорошие предпосылки для сохранения лидерских позиций.
– За сентябрь мы рассчитываем получить в адрес комбината более 45 тыс. тонн сахарной свеклы, а в целом к концу декабря – 600 тыс. Работники магистрали всегда готовы подставить плечо и обеспечить перевозку без потерь и в срок в любом направлении, – рассказывает заместитель начальника станции Асхат Гильманов. – Следует отметить, что помимо выпуска основной продукции – сахара – на комбинате налажено производство сухого жома и патоки. Их отправляют клиентам зачастую именно железнодорожным транспортом – не только по Беларуси, но и за рубеж. Так, в 2019-м предприятие через станцию Слуцк отправило на экспорт 155 вагонов сухого жома (доставляют даже в Африку), почти 300 вагонов патоки, более 2,6 тыс. – сахара.
Хранится сахар не только на складах в Слуцке, но также в Орше, Витебске, Калинковичах, Гомеле и Могилеве. уже оттуда поступает потребителям. Основные клиенты – в России, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Израиле (туда были отправлены 20-футовые контейнеры). Есть партнеры в Китае, с которыми комбинат в нынешнем году заключил крупный контракт.
Что касается перевозки свеклы, для совершенствования технологии работы и повышения рентабельности проводится наращивание бортов полувагонов, что позволяет отправлять в каждом на 10 тонн больше груза.

Маневровый диспетчер Светлана Есипчик и оператор СТЦ Максим Савченя

…Маневровый локомотив со станции спешит подать полувагоны со свеклой на выгрузочную площадку комбината. Тем временем на подъезде к предприятию выстроился «паровозик» из десятка автомобилей, наполненных сладким грузом.
– К новому сезону и переработчики, и мы готовились заранее, – рассказывает начальник грузового района станции Слуцк Андрей Крот. – Шла заготовка кокса, угля, известкового камня, необходимого для отбеливания сахара после его кристаллизации из сиропа. Для хранения сладкой жидкости на предприятии есть три емкости по 30 тыс. тонн, где она находится до тех пор, пока комбинат не завершит работу со свеклой и не перепрофилирует производство на переработку сиропа в сахар. Что касается корнеплодов, то вагоны сначала взвешивают, специалисты проводят отбор проб для определения в лаборатории сахаристости. Затем их подают маневровым локомотивом на выгрузочную площадку, где груз вымывают водяными пушками. После этого по гидротранспортерам с потоком воды, через камне- и соломоловушки свекла следует на мойку и дальнейшее производство. Привычный нам сахар из нее получится не менее чем через сутки. Чтобы нарастить объемы, постоянная комплексная работа проводится не только на станции, но и на комбинате. Здесь модернизируют устройства, приобретают современную технику. Также постепенно уменьшается время на подачу вагонов на площадку для выгрузки.
…К своим обязанностям каждый на станции подходит ответственно. Ведь, как отмечает ее начальник Павел Валяев, все понимают, насколько важно не подвести партнеров, вместе найти выход из нестандартных ситуаций, чтобы своевременно перевезти и переработать ценный груз.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика