«Я рад, что подрастает смена…»
Январь для ветерана Белорусской железной дороги Николая Шупика – месяц особый. С началом года связано много событий как рабочего плана, так и личного. Например, в январе железнодорожник отмечает день рождения. Николаю Федоровичу исполнилось 70. Из них 39 лет он трудился на магистрали.
– Я ни о чем не жалею, – говорит Николай Федорович. – С особой теплотой вспоминаю коллег. Люди на железной дороге ответственные. В любое время, в любую погоду мы добросовестно выполняли свои обязанности. Постоянное движение вперед и хороший коллектив – это то, что не отпускало, позволяло заниматься любимым делом.
Родом Николай Шупик из Осиповичей. Мама когда-то трудилась стрелочницей на железной дороге, отец был военным. Семья часто переезжала. Николай активно занимался спортом: играл в баскетбол и футбол, участвовал в соревнованиях. Как и отец, герой публикации тоже хотел стать военным, даже пытался поступить в Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище противовоздушной обороны. Но не сложилось. Впрочем, в армию он все равно попал – в 1969 году был призван на срочную службу.
– Проходил ее в Украине, в ракетных войсках, – рассказывает Николай Федорович. – После службы вернулся в Осиповичи и сразу же отправился в локомотивное депо устраиваться на работу. Был ноябрь 1971 года. Так я и начал трудовой путь на железной дороге.
Молодой человек начинал с должности вызывальщика локомотивных и поездных бригад. А уже весной Николая Шупика отправили в Барановичскую дорожную техническую школу, где он получил специальность помощника машиниста паровоза и тепловоза. Потом судьба привела в Могилев. Точнее, привела любовь – из этого города была родом жена железнодорожника. Поэтому вскоре после свадьбы молодые переехали в областной центр. Николай Федорович пришел работать в Могилевскую дистанцию пути машинистом шпалоподбивочной машины. Учиться не переставал. Окончил Могилевскую дорожную техническую школу, получил права машиниста мотовоза и водителя дрезины.
Старание и способности были замечены. Руководство доверило должность мастера по эксплуатации и ремонту путевых машин и механизмов, на которой железнодорожник трудился 12 лет до выхода на пенсию. По словам Николая Федоровича, работа в механическом цехе позволяла экспериментировать и привносить что-то новое. На его счету не одно рационализаторское предложение и изобретение. За безупречный труд неоднократно поощрялся руководством дистанции, награжден Почетной грамотой Могилевского отделения, знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги». В 1989 – 1993 годах избирался депутатом горсовета Могилева.
Не приходится скучать железнодорожнику и на заслуженном отдыхе. Он активно занимается общественной работой: в январе 2017-го был избран председателем совета ветеранов Могилевской дистанции пути.
– Николай Федорович не только ответственный человек, душой болеющий за общее дело, но и хороший организатор. Сумел влиться в дружный коллектив единомышленников с такой же активной жизненной позицией, – рассказывает председатель совета ветеранов Могилевского отделения Владимир Гребенкин. – Совместно с коллегами и помощниками – Павлом Акуловым, Леонидом Юрковым, Лидией Аверкиной, Иваном Цудиковым, Жанной Демьянович – решает множество задач. Особое внимание в такой работе уделяется инвалидам и одиноким людям. Ветераны дистанции, как и всего отделения, посещают Могилевскую больницу сестринского ухода, дарят подарки пациентам, привозят для них угощения. Хорошей традицией стало участие железнодорожников в городском турнире «Тропа здоровья». Бываем на экскурсиях, посещаем знаковые места нашей Родины. Мероприятий много. Николай Шупик помогает в организации и сам присоединяется к инициативам.
Семья во всем поддерживает железнодорожника. Вместе с супругой Еленой Михайловной воспитали сына Алексея и дочь Ольгу. Подрастают трое внуков: «Все парни!»,– улыбается Николай Федорович. Среди них есть и тот, кто станет продолжателем семейного дела.
– Внук Максим уже взрослый – учится на 3-м курсе БелГУТа, – с теплотой рассказывает ветеран. – Помню, как еще малышом он начал интересоваться железной дорогой. Не без моего участия, конечно. Ходили вместе в дистанцию, бывали на станциях, очень любил ездить в поездах. Понравилось ему железнодорожное дело. Так что подрастает смена!
Как изобретатель и рационализатор, Николай Шупик постоянно что-то придумывает. Одно время увлекся кожевенным делом: сам смастерил инструменты и учился ими работать. В результате вышли «хенд-мейд» кошельки, чехлы для телефонов и пластиковых карт. Некоторые из них подарил друзьям. Проявляет Николай Федорович старания на приусадебном участке. В компании жены получает порцию физнагрузки и во время велопрогулок. На рыбалку тоже вместе. «Я ловлю, а она читает или еще что-то делает», – рассказывает железнодорожник. Кстати, 6 января семья Шупик отметила 48 лет своей истории – почти полвека в любви и согласии.
– Дом требует постоянного внимания, так что приходится и поработать. Но мне это только в удовольствие. Сам сделал кое-что из мебели. Все по заказу жены. Главное, чтобы моя Елена Михайловна была довольна, – улыбается Николай Федорович.
Елена ВЕТРОВА