Июнь
Чт
13
2024

Цифровое продвижение

Благодаря цифровизации и автоматизации услуги для пассажиров и грузовладельцев станут еще более доступными и удобными, а работа железнодорожников – безопасной и эффективной. Результаты развития информационных технологий и приоритеты работы магистрали на ближайшие годы обсудили участники дорожного совещания.

Оно прошло под председательством главного инженера Белорусской железной дороги Валерия Шубадерова. Широкий круг вопросов обсуждали руководители и специалисты службы информационных технологий, других ключевых служб Управления, а также отделений магистрали и предприятий.
Валерий Николаевич отметил, что минувший год принес немало тяжелых испытаний и потребовал дополнительных усилий. Тем не менее в ІТ-сфере удалось достичь хороших результатов, которые создают предпосылки для повышения качества услуг для пассажиров и грузовладельцев, укрепления безопасности движения поездов, повышения эффективности использования инфраструктуры и подвижного состава и решения ряда других стратегических задач.
Внедрение и развитие информационных технологий на Белорусской железной дороге происходит по двум ключевым направлениям: совершенствование предоставления транспортных услуг и оптимизация, а также повышение эффективности внутренних процессов стальной магистрали. О наиболее важных достижениях минувшего года сообщил начальник службы информационных технологий Игорь Отлига.
В частности, в промышленную эксплуатацию был введен функционал автоматизированной системы контроля посадки пассажиров, позволяющий установить режим продажи билетов с электронной регистрацией «по ходу следования поезда», то есть не позднее чем за 20 минут до отправления со станции посадки (ранее – не позднее 1 часа до отправления поезда с начальной станции). Теперь у пассажиров есть возможность оплаты постельного белья через мобильное приложение «БЧ. Мой поезд», а также с помощью раздела «Услуги пассажирам» на сайте pass.rw.by. Кроме того, сервис «Онлайн-табло» дополнен информацией о текущем расписании движения поездов по вокзалам станций Гомель, Могилев и Витебск. На дороге уже обеспечена технологическая готовность к продаже билетов с электронной регистрацией в сообщении с Украиной. Появилось 27 новых терминалов самообслуживания, а всего их число увеличилось до 188 единиц. В 2020 году таким способом проезд оформили более 3,7 млн. пассажиров.
В комплексе управления грузовой и коммерческой работой уже используется автоматизированная подсистема архивирования электронных документов АС «Электронная перевозка».
В этом направлении развивается сотрудничество с железнодорожными администрациями и таможенными органами России, Латвии и Литвы по сокращению бумажного документооборота. Удалось продвинуться по этому вопросу и с польскими партнерами. Кроме того, с учетом пожеланий клиентов была доработана АС «Электронная перевозка».
Для повышения эффективности процесса перевозок внедрено программное обеспечение «Автоматизированное управление движением поездов» на объединенном диспетчерском участке Могилев – Езерище, приступили к его опытной эксплуатации на линии Витебск – Могилев. Разработана система информационной поддержки действий дежурного по станции в нестандартных ситуациях. Ее апробируют на станциях Гатово, Ждановичи, Смолевичи. На участке Минск – Гудогай предусмотрено внедрение подсистемы анализа графика исполненного движения «Неман». Для распознавания номеров подвижного состава ведутся работы по применению программно-аппаратного комплекса «Системы технического зрения». Развиваются технологии автоведения поездов.
На повышение эффективности учета и использования ресурсов дороги направлено совершенствование ЕК ИСУФР. Информационные технологии востребованы и в других сферах.
Большие перспективы открывают пространственные данные и применение геоинформационных технологий. В частности, формируется цифровая модель объектов путевого хозяйства и другой инфраструктуры. Особое внимание придается навигационной информации с подвижного состава. В минувшем году на тяговом и моторвагонном тестировали Универсальный коммуникационно-навигационный блок, с помощью которого можно оперативно передавать некоторые параметры эксплуатации техники. Его производство налажено на Брестском электротехническом заводе. В 2021 году на Белорусской железной дороге количество таких устройств планируют увеличить до 150 единиц. Ведутся работы по установке связи с Навигационным сервером стальной магистрали и с маневровыми локомотивами, оснащенными системой «Азимут», для обмена данными.
По многим направлениям и в 2021 году работа будет продолжена. В частности, в управлении процессами перевозок получит развитие система диспетчерского управления, планирования и анализа эксплуатационной работы, а также сфера применения геоинформационных и навигационных технологий. В грузовой и коммерческой деятельности стратегическим направлением останется совершенствование цифровых безбумажных технологий, комплексного транспортного обслуживания и централизованного учета объемов и доходов от грузовых перевозок, контроля денежной обеспеченности перевозок и дебиторской задолженности, а также увеличение перерабатывающей способности контейнерных терминалов. Специалисты продолжат развивать сервисы по продаже всех видов проездных документов через сеть Интернет и другие дистанционные каналы, а также системы информирования пассажиров и анализа обратной связи, кассовой компьютерной и системы управления пассажирским хозяйством.
Ожидается дальнейшая доработка технологии применения навигационных сообщений в основных бизнес-процессах дороги. В комплексе содержания подвижного состава – создание электронных клиентских сервисов взаимодействия с собственниками вагонов. Информационные технологии помогут и в развитии систем мониторинга и анализа состояния здоровья персонала, охраны труда и промышленной безопасности. Запланированы и другие проекты.
Особое внимание участники итогового совещания уделили перспективам применения ІТ-разработок в локомотивном хозяйстве для контроля расходования электроэнергии и топлива. По мнению Валерия Шубадерова, автоматизация мониторинга информации и ее анализа способны повысить эффективность эксплуатации тягового и моторвагонного подвижного состава, а также снизить расходы.
Успех внедрения современных технологий в значительной степени зависит от развития каналов передачи данных и мощностей по обработке информации. Поэтому на Белорусской магистрали большое внимание уделят строительству волоконно-оптических линий связи, наращиванию емкости серверов для хранения и анализа данных.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика