Июль
Сб
13
2024

Не просто линия на карте…

В публикации нашей газеты от 24 февраля шла речь об истории одной из улиц Калинковичей – Октябрьской. Сегодня мы продолжим тему. На сей раз – рассказ об улице Подольской. Ее «биография» также тесно связана с железной дорогой. Возможно, эти материалы станут для кого-то импульсом для более тщательного изучения истории своей улицы, чтобы впоследствии поведать об этом на страницах отраслевого издания.

Дом отдыха локомотивных бригад

Подольская улица в Калинковичах – одна из самых широких и протяженных в городе – находится севернее стальной магистрали и связана с вокзалом путепроводом. Начинается она недалеко от железнодорожного переезда, тянется с изгибами на запад вдоль магистрали более двух километров, заканчиваясь возле урочища Макарово болото.
В 1915 году, когда Калинковичи из небольшой станции превратились в железнодорожный узел, на северной, залинейной стороне напротив вокзала построили кирпичное здание Подольского паровозного депо. Недалеко от него, на месте вырубленного участка густого соснового бора, возник небольшой поселок барачного типа под названием Заподольский. Тут селились железнодорожники с семьями, эвакуированные в ходе Первой мировой войны из Пинска, Слуцка и Лунинца, а также местные рабочие, которые трудились на предприятиях магистрали.
Вначале в поселке была только одна улица с неофициальным названием – Заподольская. Оно употреблялось лет десять или более, о чем упоминает в автобиографической повести сын железнодорожника, впоследствии ставший писателем, Дмитрий Сергиевич (1912 – 2004).
Впервые официальное название – улица Подольская – встречается в документах 1939 года. Тогда на ней было уже 81 производственно-бытовое и жилое строение. В сохранившемся школьном сочинении 1967 года на тему «Моя улица» ученик городской школы № 5 (его имя, к сожалению, неизвестно) поведал историю своей улицы, услышанную дома от родных: «…Наша улица Подольская образовалась еще до революции. На месте, где сейчас построены новые благоустроенные дома, были сплошной лес и болото. Улица начала застраиваться в 1916 году. Вначале построили три дома, в которых жили семьи Азема, Хоменя, Плешкуны, а также две землянки Шпаковских. Условия жизни были не очень удовлетворительные, кругом стоял лес и были непроходимые болота. Там, где сейчас находится школа № 5, люди собирали клюкву, а грибы росли прямо возле построек. До Великой Отечественной войны на этой улице кроме частных домов были построены и четыре барака. Примерно в 1927 – 1928 годах сюда провели электричество, а немного позже – и радио. Во время войны улица Подольская, как и другие в городе, была сильно разрушена».

Дмитрий Сергиевич

Архивные документы позволяют дополнить и уточнить эту информацию. Самый старый из сохранившихся на этой улице домов – № 1 – был построен в 1916 году из кирпича как путевая казарма и относился к железнодорожному ведомству. С тех пор здесь постоянно проживали две-три семьи работников магистрали. Известно, к примеру, что накануне и в годы Великой Отечественной тут жила семья путевого мастера Ивана Змушко (1897 – 1977). Иван Васильевич был помощником Петра Ануфриева (1913 –1983), руководившего в годы войны подпольной антифашистской организацией в Калинковичском железнодорожном узле. Его квартира была штабом и местом сбора подпольщиков, о чем свидетельствует и установленная на доме в 1946 году мемориальная доска.
«Помню, – рассказывал Петр Ануфриев, – как подпольщик Игнат Пословский принес мне небольшой металлический ящик вроде сейфа с находившимся внутри каким-то немецким прибором. Мы так и не определили, что это был за прибор, а ящик использовали для хранения листовок, шифровок и донесений. Когда мне пришлось экстренно уходить в партизанский отряд, я забрал находившиеся там документы, а в ящик положил две пачки немецких патронов и кусок бикфордова шнура, которые уже не помещались у меня в карманах. На другой день после моего ухода немцы в казарме перевернули все вверх дном. но каково же было мое удивление, когда после войны, будучи в Калинковичах, я обнаружил в сохранности свой тайник и этот ящик со всем его содержимым».
В 1930 году на улице Подольской железнодорожное ведомство построило для своих рабочих и служащих три благоустроенных дома из красного кирпича (один на восемь квартир, два – по пять), которые были частично разрушены весной 1944-го во время немецких авианалетов. Затем их отремонтировали, и они стоят до сих пор. Тогда же неподалеку возвели и капитальное здание железнодорожной хлебопекарни, функционировавшее в этом качестве почти четыре десятилетия.
В 1939 году на обширной территории в восточной части улицы была устроена база «Заготзерно». Накануне оккупации города хранившиеся тут 16 тыс. тонн зерна вывезли составами в Московскую и Орловскую области.
Уже в 1944-м и в массовом порядке после окончания войны из эвакуации начали возвращаться калинковичане, уехавшие перед оккупацией города немцами. Спустя несколько лет восстановленная и активно застраивавшаяся улица состояла уже из трех отдельных параллельных участков. В 1949 году горисполком разделил ее на три части, присвоив им названия 1-я Подольская, 2-я Подольская и 3-я Подольская улицы.

Петр Ануфриев

Всю северную сторону восточной части 1-й Подольской улицы занимали обширные территории транспортной конторы, универсальной и плодоовощной баз, грибоконсервного завода и базы «Заготзерно». Рядом с хлебопекарней было кирпичное здание железнодорожной столовой. Частная жилая застройка находилась в основном в западной части улицы. Здесь проживали семьи Змушко, Ахраменко, Пырх, Кулыба, Журавель, Хаменя, Рабцевы, Козловы, Федосовы, Луговичи, Андриевские и другие. Позднее на этой улице возвели несколько многоэтажных домов для железнодорожников.
В 1964 – 1967 годах на территории бывшей базы «Заготзерно» появились большие корпуса элеватора, мелькомбината, комбикормового цеха и других производственных помещений. В 1967-м на восточной окраине улицы начал функционировать Калинковичский завод железобетонных изделий, выпускавший продукцию для города, области и всей республики, а также приграничных территорий РСФСР и УССР. 20 мая этого же года решением исполкома городского Совета депутатов улица 1-я Подольская была переименована в Подольскую. В 1970-м она имела протяженность 1870 метров, была частично асфальтирована (в 1983-м – на всем протяжении). Там были установлены осветительный фонарь, общественная водоразборная колонка, а вдоль проезжей части росли полторы сотни деревьев.
Самых старых, еще довоенного периода домов на этой улице сейчас почти не осталось. В книге «Тры жыцці Змітро Віталіна» (литературный псевдоним Дмитрия Сергиевича) есть фрагмент о том, какой была эта улица в начале 80-х годов прошлого века: «…Апошні раз З. Р. Сергіевіч з’явіўся ў Калінкавічах увосень 1983 года, прыезд быў у сувязі са смерцю і пахаваннямі яго старэйшай сястры Марыі.
І зноў перад ад’ездам прайшоўся ён сам-насам са сваімі думкамі па памятных з дзяцінства месцах. Ад вакзала падняўся па стромкіх прыступках на высокі шляхаправод над чыгункай, што вёў на Падольскі бок. На сярэдзіне яго спыніўся і, абапёршыся на поручні, агледзеўся з вышыні. Гэтак жа, як і ў даўнія гады, беглі са станцыі на захад і ўсход дзве галоўныя рэйкавыя каляіны, а вось дапаможных шляхоў на ёй стала шмат больш – дзясятка два. Чыгуначнага пераезда, куды ён калісьці забягаў у будку дзяжурнага да бацькі, ужо не было, пераезд адгадваўся далёка на ўсходзе, на мяжы бачнасці. Пяройдучы на Падольскі бок, пісьменнік згарнуў направа і накіраваўся па доўгай вуліцы, у канцы якой, як памятаў, была хата для пуцейцаў, у якую Сергіевічы пераехалі з «сахалінскай» зямлянкі. Ён знайшоў яе амаль такой жа, як калісьці, і нават жылой, з фіранкамі на вокнах і зграйкай дзяцей у двары. Заходзіць унутр не стаў, агледзеў толькі вывешаную каля ўваходу старую мемарыяльную дошку. Надпіс на ёй абвяшчаў, што ў гэтым будынку ў 1941 – 1943 гадах знаходзіўся штаб калінкавіцкай падпольнай антыфашысцкай арганізацыі».
В конце прошлого века на месте бывшей хлебопекарни возвели красивое двухэтажное здание дома отдыха локомотивных бригад депо Калинковичи. Среди находящихся на улице Подольской предприятий – локомотивное депо Калинковичи, Калинковичский завод ЖБИ, «Калинковичихлебопродукт» и Калинковичский производственный комбинат. На этой улице, заселенной в основном железнодорожниками, в разное время жили ветераны Великой Отечественной войны.
Для многих поколений калинковичан это не просто линия на карте. Это место, ставшее самым главным в судьбе. И потому о нем они всегда говорят с большой любовью и теплотой.

Владимир ЛЯКИН, краевед

Яндекс.Метрика