Что в имени твоем?
Можно только догадываться, какие эмоции вызывали паровозы у людей, которые их увидели впервые в жизни. Для XIX века это было сродни чуду. Мощная техника, окутанная клубами дыма, одновременно удивляла, пугала и завораживала. Тогда же появилась традиция давать паровозам имена. И они уже не воспринимались такими грозными и бездушными машинами. Каждый такой локомотив словно оживал, становился ближе и понятнее пассажирам.
Разнообразие названий поражает. Причем единого принципа присвоения того или иного имени не было. К примеру, нередко паровозам давали названия городов: «Берлин», «Москва», «Париж». А иногда рек: «Двина», «Ока», «Волга», «Дон». Порой учитывали привязку к местности, по которой проходила дорога. Встречались названия, которые никак не связаны с географией. На разных магистралях можно было увидеть локомотивы «Могучий», «Быстрый», «Проворный», «Атаман», «Казак».
…Первые паровозы для Царскосельской железной дороги в 1836 году России поставили Англия и Бельгия. Они получили личные служебные «имена»: «Стрела», «Богатырь», «Россия», «Слон», «Орел», «Лев».
В 1851-м завод «Шарп-Стюарт» построил три машины для Российской империи. Их назвали «Стрельня», «Александр» и «Константин». Паровозы завода «Кесслер» получили наименование «Алексей» и «Каролина». В 1856 году Лейхтенбергский завод выпустил «Петербург» и «Петергоф».
В 1858-м на российских дорогах появилась «Екатерина». Еще через год завод «Шарп-Стюарт» для Риго-Динабургской дороги поставил паровозы «Лифляндия», «Николай», «Дерпт», «Александр ІІ», «Меркурий», «Витебск», «Курляндия», «Рига», «Динабург».
В 1860 году на участке стальной магистрали, расположенном на территории современной Финляндии, курсировали локомотивы «Алутар», «Суоми», «Вуома», «Туули».
Завод «Борзиг» для Одесско-Балтской дороги построил машины «Мангейм-Эльзас», «Бандеры», «Балта». В 1865 – 1867 гг. появились «Надежда», «Ораниенбаум», «Александр».
В 1861 – 1869 гг. завод «Кайль» выпустил паровозы «Россия», «Москва», «Рязань», «Тамбов», «Саратов», «Ока», «Волга», «Проня», «Павел», «Мария», «Кремль», «Быстрый», «Меркурий», «Проворный», «Воля».
В 1865 – 1867 гг. завод «Зигль» для Варшаво-Тереспольской дороги построил паровозы «Варшава», «Прага» и «Луков».
В 1867 – 1868 гг. завод «Шнейдер» поставил на Орлово-Витебскую дорогу паровозы «Шереметьев», «Потемкин», «Ока», «Днепр», «Десна», «Двина», а в 1868-м для Грязе-Царицынской дороги – «Барон Дельвиг», «Мельников», «Потапов», «Князь Волконский».
В 1871 году для Борисоглебско-Царицынской магистрали поступили паровозы «Данилов», «Козлянинов», «Барон Штейнгель», «Бернацкий», «Крылов».
В 1866 – 1868 гг. завод «Кесслер» поставил Одесско-Балтской дороге паровозы «Азов», «Миргород», «Омела», «Вознесенск», «Тула», «Прут».
По Митавской железной дороге курсировали «Лифляндия», «Курляндия», «Митава».
В 1868 году завод «Зигль» для Козлово-Воронежской дороги поставил локомотив «Князь Трубецкой», а для Воронежско-Донецкой – «Козлов»; в 1869-м – «Толстой», «О. Поляков», «Мельников», «Барон Дельвиг».
Сегодня это может показаться удивительным, но в позапрошлом веке было обычной практикой называть паровозы в честь чиновников, влиятельных должностных лиц. К примеру, не обошли вниманием министров путей сообщения. Один из них – Павел Мельников. Еще в 1835 году вышел в свет его академический труд – книга «О железных дорогах», в которой были доказаны экономическая целесообразность и техническая возможность строительства стальных магистралей в России. В 1865 году генерал-лейтенант Павел Мельников возглавил вновь учрежденное Министерство путей сообщения. За время его управления ведомством сеть железных дорог страны увеличилась на 7062 км. Он также стал автором первых в России технических условий проектирования станций. В 2014-м на станции Шумилино Белорусской магистрали открыли памятник этому выдающемуся человеку (на фото).
…После 1878 года вновь вводимым в эксплуатацию паровозам «имена» уже не присваивали. Выпускаемые российскими и советскими заводами локомотивы имели буквенные серии.
Так, построенный в 1906 году Харьковским заводом паровоз типа 1-4-0 в 1912-м получил серию Щ, позднее появились его модернизации ЩП, а также ЩЧ. Объективно говоря, серия Щ была присвоена в честь инженера и конструктора Николая Щукина. Такие локомотивы ласково называли «щуками». Всего было выпущено 2028 таких машин, они долгое время работали и на территории современной Беларуси.
Паровоз типа 0-4-0 начали выпускать российские заводы в 1880-гг., он получил серию ОД (с парораспределительным механизмом Джоя). В последующие годы локомотив модернизировали, в результате появились серии ОВ (кулиса Вальсхарта), ОП (с пароперегревателем), ОУ (усиленный) и т. д. Всего было выпущено 9129 машин всех разновидностей.
С поступлением в депо серии ОВ машинисты стали ласково называть их «овечками», хотя многие имели другой индекс (не «В»). А паровоз серии ОК стал «окунем».
Стоит вспомнить и паровоз серии С. Мощной машине типа 1-3-1 Коломенского завода, спроектированной Константином Сушкиным, присвоена серия СУ (Сормовский усиленный). Железнодорожники с теплотой называли их «сушками» – то ли по первым буквам фамилии конструктора, то ли по буквенной серии.
С 1912 года стали выпускать грузовые паровозы типа 0-5-0, получившие серию Э. До 1916-го таких построили 1528 единиц. Затем для СССР были выпущены паровозы этого типа в Швеции и Германии, получившие серии ЭШ и ЭГ. В процессе эксплуатации серию Э реконструировали, на дорогах появились ЭР (реконструированный), ЭУ (усиленный), Эм (модернизированный) и т. д. В послевоенное время паровозы ЭР строили для СССР на заводах Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши. И несмотря на различные индексы, паровозники называли машину «эмка» или «эмочка», хотя не все имели индекс «М».
Созданным в СССР локомотивам нередко давали буквенные серии по фамилиям вождей. Так, из заводских цехов вышли паровозы СО (Серго Орджоникидзе), ФД (Феликс Дзержинский), ИС (Иосиф Сталин).
А вот послевоенный скоростной паровоз типа 2-4-2 ушел на дороги с заводской серией – П36. Но за особенную окраску и внушительный вид его называли «генералом».
С 1926-го по 1929 год было построено 100 мощных трехцилиндровых пассажирских паровозов, получивших серии М и МР (реконструированный). Эти локомотивы водили пассажирские составы на южном направлении – вплоть до Севастополя. Машинисты депо Саратов дали ему ласковое имя «Маруся», а депо Джанкой – «Маяк» и «Маяк революции».
Серия Л появилась от начальной буквы фамилии главного конструктора Льва Лебедянского. В среде машинистов паровоз ласково называли «лебедянкой» (но никак не «лебедь», как иногда встречается в разных источниках).
Построенные на американских заводах паровозы типа 1-5-0 (серии ЕЛ и ЕФ) паровозники назвали «Еленой» и «Ефимом». А еще один американский локомотив типа 1-4-0 серии ША (Ш – американский), имевший вместо свистка колокол, в народе прозвали «Шариком».
Трофейный немецкий военный паровоз серии 52, который много лет после войны трудился на дорогах Беларуси (потом его переименовали в ТЭ) машинисты нередко именовали по-немецки – «фрау» (в переводе «женщина»).
Скоростные трофейные машины типа 2-3-1 серии О3 с тремя цилиндрами, эксплуатировавшиеся в депо Брест и водившие пассажирские поезда от города над Бугом до Берлина в первые послевоенные годы, называли «тройками» – то ли потому , что они были оснащены тремя цилиндрами и таким же количеством ведущих колес, то ли в честь известного выражения Николая Гоголя о птице-тройке.
…Неужели эта традиция безвозвратно ушла в прошлое? И да, и нет. К примеру, сегодня по многим магистралям, в том числе по Белорусской, курсируют именные локомотивы. Это еще один способ напомнить современникам о людях, которые оставили в истории отрасли и всей страны добрую память. Хочется, чтобы эта замечательная традиция продолжалась.
Леонид
ЛЕГЧЕКОВ