Cвоя дорога
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. У такого все получается – за что бы ни брался. Правда, как и алмазу без огранки никогда не суждено стать бриллиантом, так и просто способному ученику без постоянного развития не быть настоящим мастером. В этом не раз убеждалась героиня сегодняшней публикации – начальник планово-экономического отдела локомотивного депо Лида Наталья Полякова.
…Героиня публикации родом из Гомеля. Железнодорожников в семье не было, и кто знает, как бы сложилась ее судьба, если бы не друзья.
– У нас была замечательная компания, – мысленно переносится в прошлое Наталья Васильевна. – Вместе оказались в детском саду, одновременно пошли в школу и так же дружно поступили в БелГУТ в 1996 году. Факультет – гуманитарно-экономический. Моя специальность – «экономист», специализация – «коммерческая деятельность на транспорте».
Тот период Наталья Полякова вспоминает с особой теплотой. К примеру, как была старостой, участвовала в творческих конкурсах, открыв в себе актерский талант.
А затем – распределение. Перед молодым специалистом встал выбор – ехать в Хойники или в Лиду. Решила отправиться в Гродненскую область.
– Первое время было непросто, – вспоминает Наталья Васильевна. – Все в новинку – и город, и люди. Вникала в специфику производства, хотелось себя хорошо зарекомендовать.
С годами появился опыт, и старание железнодорожницы (чего у нее не отнять) не осталось незамеченным. В 2006-м ей присвоили вторую категорию экономиста, в 2009-м – первую, еще через год она стала ведущим экономистом, а в 2013-м возглавила отдел.
Депо Лида – немаленькое, имеет свою специфику. Анализ его работы и планирование – процесс трудоемкий и требует максимально профессионального, выверенного подхода. Со многими вопросами пришлось столкнуться впервые.
– К примеру, в соответствии с Государственной программой развития железнодорожного транспорта на 2011 – 2015 гг. в депо в 2011 году освоено изготовление маневровых тепловозов ТМЭ1 (1455 кВт) и ТМЭ2 (970 кВт) по технологии чешской компании CZ LOKO. В конце 2012-го произведен первый двухосный маневровый тепловоз ТМЭ3 (403 кВт). Связанные со сборкой экономические расчеты полностью легли на наш отдел. Мы не шли по проторенной дороге, а прокладывали свою. Трудно? Да. Но полученный опыт – бесценен, – с улыбкой рассказывает Наталья Полякова. И говорит, что самым важным в этом процессе был человеческий фактор. – Мне повезло с коллективом. Не только в депо, но и в целом в отделении. Здесь собрались отличные экономисты, мастера своего дела.
Еще одна грань таланта Натальи Васильевны – рационализаторская деятельность. В этом немалая заслуга ее отца Василия Кузьмича.
– Он у меня новатор с 20-летним стажем, – подчеркивает собеседница. – Помню, когда была маленькой, папа всегда приносил домой подарки – как только получал авторское вознаграждение за свои разработки. Имеет немало наград, дипломов. Мне всегда хотелось на него быть похожей. Мама Татьяна Петровна – творческий человек: шьет, увлекается плетением корзинок, пишет сценарии к праздникам. С большим удовольствием читает каждый номер «Железнодорожника…».
В 2019 году Наталья Васильевна в составе авторского коллектива приняла участие в разработке трех рационализаторских предложений (с общим экономическим эффектом 549 тыс. рублей). В 2020-м – шести (более миллиона рублей). Она оказывает незаменимую помощь в определении экономического эффекта, проводит необходимые расчеты, готовит соответствующие документы, занимается маркетинговыми исследованиями. В депо немало талантливых новаторов, с которыми постоянно взаимодействует ведущий технолог Эдуард Корнийчук. К слову, по итогам 2019 года сразу шесть представителей депо Лида стали лучшими рационализаторами на дороге. А это – уровень!
– Не всегда то или иное предложение реализуется на нашем предприятии. Иногда, к примеру, мы разрабатываем технологию для другого предприятия, где есть возможность технической реализации, – уточняет Наталья Васильевна.
А еще на предприятии выполняют заказы других магистралей. Например, Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Этим занимается сектор маркетинга, созданный в депо, по сути, с нуля с Андреем Петровским. И уже есть результаты.
– В минувшем году мы модернизировали трехвагонный дизель-поезд с выполнением работ по капитальному ремонту в объеме КР-2. В первом моторном вагоне оборудовали пассажирские места с креслами повышенной комфортности, буфетом и туалетными комнатами, в прицепном вагоне – конференц-зал с кондиционером, кухня-столовая, купе для начальника Северной дороги с отдельной душевой кабинкой. Во втором моторном вагоне – четыре отдельных купе для пассажиров, кухня-столовая, туалетная комната. Настроена аудио- и видеосвязь между вагонами, установлена спутниковая. Сотрудники сектора обсуждали с заказчиком все нюансы, вплоть до цвета розеток. Шла кропотливая и каждодневная работа, нацеленная на результат. Это был первый опыт. Очень старались и все получилось достойно, по крайней мере заказчик был доволен, – отмечает Наталья Васильевна, которая в этом проекте выступила в качестве дизайнера.
Уже заключены контракты на ремонт еще двух дизель-поездов из России. Кроме того, наши специалисты отремонтировали два украинских тепловоза, есть планы по расширению сотрудничества.
– Поиск новых заказов для депо очень важен, – говорит Наталья Полякова. – Это новые перспективы, экспорт услуг, и, как следствие, поступление валюты. В данной работе много нюансов, тонкостей. Но когда контракт заключен, действительно гордишься: усилия затрачены не зря.
Во время разговора железнодорожница еще раз подчеркнула, что ей повезло с коллективом:
– Очень сплоченный, дружный, коллеги никогда не подведут. Я всегда иду на работу с удовольствием. Не менее радостные эмоции Наталья Васильевна испытывает к своему питомцу – мальтийской болонке Барни. Хозяйка также любит цветы – их немало и дома, и на работе. А еще с удовольствием дарит друзьям и хорошим знакомым подарки, которые сама и делает. Среди них – открытки в формате 3D, робот из фитингов. Причем никогда не повторяется – двух одинаковых презентов не найти. Словом, ко всему творческий подход.
И это ценят. За годы работы в депо Наталья Васильевна удостоена многих наград: Благодарность начальника отделения (еще одна – за рационализаторскую деятельность), почетные грамоты – начальника депо, районного совета депутатов, Лидского райисполкома, руководства отделения и начальника дороги… Фото железнодорожницы украшало Доску почета депо.
Но награды для Натальи Поляковой – не главное:
– Я работаю на магистрали почти 20 лет. И по-настоящему за нее переживаю. Хочу, чтобы она процветала и развивалась. Верю, что у Белорусской железной дороги хорошее будущее. Ведь трудолюбивых и талантливых работников у нас немало.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ