Страшное слово «блокада»
Сколько же тепла, доброты и мудрости в глазах ветерана Оршанской дистанции сигнализации и связи Зинаиды Контанистовой! В свои 85 лет она остается очень активным человеком, любит общение и учит окружающих ценить мирное небо над головой.

Зинаида Константиновна с представителями Оршанской дистанции сигнализации и связи
О том, что такое война, Зинаида Константиновна знает не понаслышке. В детстве она пережила блокаду Ленинграда.
Родилась героиня публикации в городе на Неве 18 июля 1935 года. Отец работал электриком на заводе, мама – на чемоданной фабрике. Семья жила в районе Малая Охта – напротив Смольного, в трехэтажном доме возле небольшой церквушки. По соседству жили бабушка с дедушкой, а также его брат с женой.
Известие о начале войны застало маленькую Зинаиду в летнем лагере. Оттуда детей должны были эвакуировать в Сибирь. Но мать, боясь потерять единственную дочь, забрала ее домой. Вскоре началась блокада. Мама Зинаиды ходила на оборонные работы – копала окопы, отец получил бронь и трудился на заводе.
Город постоянно бомбили. Но Малой Охте от вражеских налетов доставалось меньше. Местные считали, что их защищает церковь – за годы войны в здешний храм не попала ни одна бомба.
Страшнейшим испытанием стал голод.
– Мне, как ребенку, выдавали по 125 граммов хлеба на день, – вспоминает Зинаида Константиновна. – Но назвать это хлебом было трудно: он был наполовину с опилками, сырой и липкий, как глина. Не то, что сегодня. Даже сейчас, спустя годы, я считаю, что пресытиться им невозможно. А в блокадном Ленинграде, помню, постоянно смотрела на ветки – думала, что хлеб растет на деревьях.
Вся семья, в том числе бабушка, дедушка, его брат с женой подкармливали Зину, как могли. Отдавали ей свои порции. Позже старики умерли от голода… По весне девочка вместе с мамой ходила за первой пробившейся травой, которая росла на… кладбище. Ее варили, жевали, запаривали. Не было света, тепла. Воду брали из Невы, в холода растапливали буржуйку. Стало намного легче, когда в 1944-м блокаду прорвали. Город потихоньку приходил в себя.
В Беларусь Зинаида Константиновна приехала в 1954 году. До этого в Ленинграде с отличием окончила отраслевой техникум по специальности «проводная связь на железнодорожном транспорте». По распределению ее направили в Оршанскую дистанцию сигнализации и связи. Этому предприятию Зинаида Константиновна посвятила 38 лет. Начинала электромехаником контрольно-испытательного пункта (КИП), а на заслуженный отдых ушла с должности дежурного инженера по обеспечению безопасности движения поездов в 1992 году.
Вместе с мужем они воспитали двоих сыновей, один из которых тоже выбрал стальную магистраль.
В Санкт-Петербурге героине публикации вручили знак «Жителю блокадного Ленинграда» (в Орше сегодня она единственная, кто пережил блокаду города на Неве).
В честь 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Зинаида Константиновна была удостоена знака «Ветеран войны 1941 – 1945 гг.».
Женщина активно участвует в работе городской и районной ветеранских организаций. В Оршанской дистанции сигнализации и связи Зинаиду Контанистову не забывают. Поздравляют с памятными датами, навещают (особенно она рада молодежи), справляются о здоровье. По-доброму завидуют ее оптимизму и стойкости духа. Пусть в жизни Зинаиды Константиновны будет еще очень много весен!