Июль
Пт
12
2024

Из прошлого – в настоящее

В Кричеве появилась новая достопримечательность: на привокзальной площади установили раритетный паровоз серии ЭР-789-22.

Этот памятный объект посвящен трудовым подвигам работников Кричевского железнодорожного узла в годы Великой Отечественной войны и при восстановлении народного хозяйства в послевоенный период. Кроме того, в нынешнем году исполняется сто лет с момента открытия первого железнодорожного пути на Кричевщине. Это произошло в 1921-м, а еще через два года здесь появилась сама станция.
Открытие памятника – знаковое событие для магистрали и города. Участие в церемонии приняли председатель Кричевского райисполкома Андрей Седуков, председатель районного совета депутатов Ирина Прудникова, заместитель начальника Могилевского отделения Василий Кондратьев, ветеран локомотивного депо Кричев Виктор Яковенко. Участниками торжества стали работники Кричевского железнодорожного узла и жители города.
Установка на привокзальной площади именно паровоза серии ЭР неслучайна. Это своего рода «рабочие лошадки» советских железных дорог. Надежные и мощные, они могли эксплуатироваться на любых, даже самых изношенных путях, что было важно в военный и послевоенный периоды. На рельсы эти машины стали с конца 1934-го и эксплуатировались до середины 1980-х. Именно им было суждено завершить эпоху паровозов на железных дорогах СССР. За долгие годы «эрки» не раз модифицировались, их выпуск освоили также в Румынии, Венгрии, Чехословакии и Польше.
Паровоз ЭР-789-22, установленный в Кричеве, был изготовлен в Польше в 1950 году. Его мощность – 1200 л. с., конструкционная скорость – 65 км/ч, вес – более 84 тонн. Почти два десятка лет он водил грузовые составы. На «пенсию вышел» в хорошем техническом состоянии и вполне мог еще развести пар и тронуться в путь, как это делают некоторые его собратья, участвующие в военных реконструкциях и киносъемках. Но для этой «эрки» написан иной сюжет – стать памятником и украшением железнодорожной станции.
Для создания нового объекта городской инфраструктуры было сделано немало. Идея установки паровоза витала давно. Когда-то с ней выступили ветераны магистрали, в аппарате отделения и в райисполкоме их поддержали, ведь Кричев – город железнодорожный. Поэтому трудовой и организационный фронт по созданию такого памятника развернули именно на стальной магистрали. Основные работы предстояло выполнить в локомотивном депо Кричев, которым руководит Вячеслав Цумаров. Отвечал за процесс мастер цеха ремонта Андрей Ханевский. Над внешним видом раритета трудился целый коллектив, а слесарь по ремонту подвижного состава Александр Ивкин был удостоен Благодарности начальника Могилевского отделения. Силами работников предприятий Кричевского железнодорожного узла было подготовлено и оборудовано место для установки паровоза. Сюда многотонную машину доставили со всей аккуратностью. Приняла знаковый объект станция под руководством почетного железнодорожника Виктора Довыденко.
Теперь паровоз-памятник в Кричеве ждет туристов и просто любителей красивых фотоснимков. И они уже есть. На одной из первых в своей жизни экскурсий побывали воспитанники местного детсада. О поездах дошкольники знают немало, ведь на железной дороге трудятся родители многих из них. У юного поколения паровая машина вызвала неподдельное восхищение.
Раритетный паровоз обрел на станции Кричев постоянную прописку. Он, как радушный хозяин, встречает всех приезжающих в город и, как мудрый старейшина, провожает в новый путь своих потомков – современные локомотивы.

Елена
ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика