Июль
Пт
12
2024

Всегда на шаг впереди

Главный расчетный информационный центр Белорусской железной дороги 30 июня отмечает 50-летие. Со временем с учетом бурного развития информационных технологий вклад данного предприятия в развитие стальной магистрали значительно вырос. В основе такой эволюции – ставка на высококвалифицированные кадры, готовые брать на себя ответственность и идти на шаг впереди, а также последовательное совершенствование мощностей вычислительного комплекса и программных продуктов.

– Полвека назад наши предшественники заложили основы информационного сопровождения деятельности железной дороги и придали импульс созданию новой отрасли, – отмечает начальник Главного расчетного информационного центра Сергей Будько. – Заслуга их в первую очередь в том, что они сумели уловить тенденции развития мирового сообщества, обеспечив новые возможности для работы железной дороги. Несмотря на то, что все стальные магистрали СССР развивались в рамках одной программы, специалисты Белорусской были всегда на шаг впереди.
И это, по мнению руководителя центра, привело к формированию образа передовой магистрали, что стало возможным благодаря энтузиазму и творческому подходу к делу тех, кто стоял у истоков создания данного центра. Следует отдать дань уважения всем профессионалам, создававшим историю данного предприятия.
Сегодня в коллективе – более одной тысячи человек. Значительный прирост (примерно в два раза) произошел в конце минувшего года, когда в структуру ГРИЦа были включены вычислительные центры отделений Белорусской железной дороги. Около четверти штата составляют разработчики. Контролем и эксплуатацией программных комплексов занимаются не только программисты, но и постановщики задач, тестировщики, специалисты по сопровождению. Чрезвычайно важна роль тех, кто занимается администрированием и обслуживанием центрального вычислительного комплекса, техническим обслуживанием и ремонтом средств вычислительной техники как в самом центре, в Управлении дороги, так и на предприятиях магистрали. Не менее важным делом занимаются специалисты обработки перевозочных документов и учета доходов магистрали.
– Приоритетом в работе центра стали информационные комплексы, обеспечивающие ритмичное функционирование дороги: Единая корпоративная интегрированная система управления финансами и ресурсами (ЕК ИСУФР), Информационная аналитическая система поддержки управленческих решений по грузовым перевозкам (ИАС ПУР ГП), Межгосударственная автоматизированная система управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3», системы продажи проездных билетов с использованием сети Интернет и многие другие автоматизированные системы, – рассказывает Сергей Владимирович. – Кроме того, специалисты нашего центра обеспечивают учет выполненной работы дороги по грузовым и пассажирским перевозкам. Именно на нашем предприятии ведется учет финансовых поступлений, формируется доходная часть бюджета Белорусской железной дороги.
Успешная реализация таких ответственных задач невозможна без последовательной модернизации инфраструктуры. Сейчас центральный вычислительный комплекс предприятия соответствует общемировым стандартам. Высокая степень надежности комплекса, введение в эксплуатацию серверов обработки данных класса MAINFRAME IBM, приобретение серверных стоек HP BladeCenter, модернизация дисковых подсистем, интеграция серверов хранения в единую сеть – все это повысило производительность систем дорожного уровня, увеличило объем среды хранения данных, улучшило отказоустойчивость эксплуатируемых систем.
Совершенствование парка технических средств центра позволяет справляться с увеличивающимися информационными потоками, способствует наращиванию объемов и росту скорости обработки данных. Например, если в 2014 году для работы центра было достаточно 90 терабайт, то сегодня необходимо 800 терабайт.
Коллектив предприятия продолжает развивать традиции, заложенные предшественниками. РУП «Главный расчетный информационный центр» дороги успешно работает, создавая новые системы, обеспечивающие информационное сопровождение деятельности всей Белорусской.

Руслан АНАНЬЕВ


У истоков ЭВМ

Первая электронная вычислительная машина, поступившая на Белорусскую железную дорогу в 1969 году, называлась «Минск-22». В скромном помещении бывшего детского сада, выделенном под машинные залы, был установлен комплекс технических средств, входящий в состав этой ЭВМ.

Оперативное запоминающее устройство, выполненное на матрицах с ферритовыми сердечниками, составляло 32 кб с производительностью центрального процессора 5-6 тыс. операций в секунду. Данная ЭВМ комплектовалась накопителями на магнитной ленте с емкостью до 5 млн. машинных слов и внешними устройствами с носителями информации на бумажной основе (перфоленты, перфокарты).
ЭВМ «Минск-22» для того времени была сложным интеллектуальным устройством, на котором надлежало начать техническую, технологическую и программную отработку идей коллектива энтузиастов. Именно они в дальнейшем составили основу будущего Вычислительного центра. Обслуживать весь комплекс технических средств ЭВМ доверили отделу электроники. На этой машине были запущены и обработаны первые программы, связанные с перевозочным процессом.
В 1971 году в Вычислительный центр поступила первая ЭВМ «Минск-32», создание которой стало крупным шагом вперед по сравнению с «Минск-22». Кстати, эта новинка оказалась самой массовой, в свое время на ее долю приходилось до 70% всех компьютеров СССР. «Минск-32» удостоили знака качества и признали базовой для создания автоматизированных систем управления не только в Советском Союзе, но и странах Восточной Европы. С 1971-го по 1975 год в Вычислительный центр поступили четыре такие ЭВМ.
Спустя полвека вычислительные мощности Главного расчетного информационного центра возросли многократно: производительность современного оборудования составляет не тысячи, а миллионы операций в секунду.

Экскурс в историю

1971 год. Создан Дорожный вычислительный центр. Поступила первая ЭВМ «Минск-32».
1973. Внедрено устройство многоканальной связи «Минск-1560».
1974. На станции Барановичи-Центральные установлена первая среднескоростная аппаратура «Аккорд-1200ПП».
1975. Специалисты вычислительного центра и инженеры отдела связи представили первый коммутатор телефонных каналов.
1978. Начался переход на единую систему электронно-вычислительных машин.
1982. На Белорусской железной дороге приступили к внедрению типовой АСУ
железнодорожного транспорта.
1987. Получены две ЭВМ ЕС-1045, вошедшие в комплекс «Экспресс-2».
1993. С помощью комплекса «Экспресс-2» стартовала продажа билетов в международном сообщении.
1998. Приказом начальника Белорусской железной дороги Информационно-вычислительный центр преобразован в Главный вычислительный центр. Внедрено программное обеспечение «Эксперт» и APM.
1999. Локомотивные депо дороги переведены на полную машинную обработку маршрута машиниста.
2000. Началось проектирование информационно-аналитической системы поддержки управленческих решений для грузовых перевозок (ИАС ПУР ГП).
2004. После объединения УП «Белжелдоррасчет» и Главного вычислительного центра Белорусской железной дороги был образован РУП «Главный расчетный информационный центр» магистрали.
2006. Введена в эксплуатацию система «Экспресс-3».
2007. Началось внедрение АП «Месплан». Для Управления Белорусской железной дороги введена система электронного документооборота на базе программы «Канцлер».
2008. Применена система SAP, которая позволила автоматизировать обработку перевозочных документов по грузовым перевозкам. Создана Единая корпоративная интеграционная система управления финансами и ресурсами на базе процессоров нового класса.
2011. Началась реализация проездных документов через Интернет. Переход от типовой информационной системы АСОУП к применению национальной информационной системы ИАС ПУР ГП.
2013. Появилась возможность оплаты билетов с помощью банковской платежной системы «интернет-эквайринг» ОАО «АСБ Беларусбанк». Введены в эксплуатацию процессоры MAINFRAME поколения zEnterprise класса IBM EC-12.
2016. Внедрена АС «Электронная перевозка», которая позволила обеспечить обработку перевозочных документов в электронном виде без оформления их на бумажных носителях.
2017. Принят в эксплуатацию Портал электронных услуг Белорусской железной дороги.
2018. Началась эксплуатация инфраструктуры на базе программного обеспечения VMWare vSAN.
2019. Открыт корпоративный WEB-Портал. Введена в эксплуатацию Единая автоматизированная система информирования пассажиров о движении поездов. Стартовала продажа билетов с помощью мобильного приложения.
2020. Запущена в работу усовершенствованная Автоматизированная система учета грузовых вагонов. Развернута система мониторинга дорожного уровня на базе программного обеспечения zabbix. Настроены и введены в эксплуатацию серверы RISC-платформы, на них перенесены промышленные SAP-системы. Автоматизированная система выдачи предупреждений (АС ПРЕД) переведена на версию программного обеспечения 2.0.

Яндекс.Метрика