Январь
Ср
15
2025

Резное кружево

В руках талантливого человека даже бензопила со стамеской могут стать инструментами для творчества. Лесоруб Гомельской дистанции защитных лесонасаждений Василий Такаревский с помощью таких приспособлений создает удивительные деревянные скульптуры зверей и птиц, поражающие не только соблюдением пропорций, но и ювелирной проработкой мелких деталей.

Гомельчане и гости областного центра давно знакомы с творчеством железнодорожника. Его работы установлены в городских парках и на аллеях, на территориях предприятий, в том числе и отраслевых, на линейных железнодорожных станциях. Но большинство из них получило постоянную прописку в детском лагере «Лесные дали» Гомельского отделения. За два года работы в дистанции мой собеседник пополнил лесную братию десятками рукотворных зверей и птиц на радость маленьким отдыхающим. А в нынешнем году вместе с коллегами полностью обновил деревянный мини-городок и игровую площадку, которые «охраняют» медведь с бочонком меда, забавный заяц и добрый волк.
С особой теплотой Василий рассказывает об установленных в оздоровительном учреждении фигурах медведей. Эту семейную композицию он создал 15 лет назад вместе со своим отцом Василием Такаревским – заслуженным мастером резьбы по дереву. Именно он привил сыну любовь к этому искусству, обучил секретам ремесла.
– С тех пор и дня не проходит, чтобы я не взял в руки бензопилу или стамеску. В 1997 году окончил местное художественное училище. Трудился столяром в городском ЖКХ, затем – рабочим по обслуживанию в клинической больнице № 1, – рассказывает собеседник и отмечает, что в зависимости от места работы рождались и идеи для творчества. К примеру, парк гомельской больницы украсили фигурки медработников. А влившись в коллектив железнодорожников, Василий создал выразительные образы дежурного по станции и путейцев. Но самая излюбленная тема – животные.
Мини-выставка работ умельца разместилась и на территории дистанции защитных лесонасаждений. Посетителей встречает мама-медведица с двумя медвежатами. Невозможно пройти мимо орла с расправленными могучими крыльями, в которых можно даже все перья пересчитать. А глядя на дежурного по станции, уже издали четко просматривается железнодорожная атрибутика – форменная одежда, погоны, сигнальный жезл.
– Для этой скульптуры понадобился большой ствол тополя. Тополь, дуб, вяз – основной материал в работе, – вводит в курс дела мастер. – Породы податливые, но при этом не растрескиваются. Изделие будет многие годы сохранять изначальный вид. А вот береза и сосна не подходят для резного дела. Стараюсь также не использовать грушу, яблоню, сливу – древесина твердая, как кость.
Творения Василия Такаревского объединяет одна черта – добродушие. Хитрая лиса или мудрая сова, гигант-зубр или смешной малютка-ежик, зубастый волк или длинноухий заяц – каждый образ заряжает энергией и позитивом. А все потому, что к творческому процессу мастер приступает только в хорошем настроении.
– Злость, переживания, раздражение – эти эмоции обязательно отразятся в работе, – отмечает собеседник. – А ведь малые художественные композиции создаются для того, чтобы приносить радость. Тем более, когда знаешь, что их увидят и взрослые, и дети. Никаких рисунков, набросков не делаю. Сначала намечаю контуры, отделяю ненужное пилой, дальше мелкие детали прорабатываю стамесками или специальными ножами. Не люблю оставлять пустые места на изделии. Когда оно полностью покрыто резьбой, смотрится намного красивее, эффектнее. Но в то же время в резном искусстве, как и у портных, – семь раз отмерь, один – отрежь. Особенно при создании мелких фигур, картин или икон: неосторожное движение ножом на несколько миллиметров глубже или в сторону – вся работа впустую.
Далее мастер покрывает заготовки морилкой. Для большего теневого эффекта зачищает выпуклости мелкой наждачкой. В зависимости от высоты и диаметра ствола на создание фигуры уходит от нескольких часов до двух дней. Помимо объемных инсталляций Василий создает мелкие фигурки и лики святых из цельных досок. Счет авторских изделий уже за несколько сотен. Резное искусство неизбежно требует терпеливости, внимания, усидчивости. А еще – вдохновения, без которого творческий человек – как птица без крыльев.
– Я просто делаю то, что умею, – скромно отшучивается Василий Такаревский. – Мне кажется, что главное в жизни – заниматься тем, к чему лежит душа и так, как велит сердце.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика