Июнь
Вт
18
2024

Повод для гордости

Постоянное развитие и движение вперед… Железная дорога, пожалуй, как никакая другая отрасль, олицетворяет торжество прогресса. Но то, что актуально сегодня, завтра становится историей. И это то прошлое, которым нужно обязательно гордиться. Впрочем, не только история, но и день сегодняшний были в центре внимания участников пресс-тура, организованного накануне 155-летия крупнейших предприятий Витебского железнодорожного узла – локомотивного депо, вокзала станции Витебск, станции и дистанции пути. Эту знаковую дату они отметят завтра, 17 октября.

…Первый пункт насыщенной программы – локомотивное депо. Журналисты узнали, что движение поездов на участке Витебск – Полоцк началось еще в 1866-м, а двумя годами позже – Витебск – Смоленск. Для обслуживания этой линии построили небольшие вагонные и паровозные мастерские. В 1903-м возвели Риго-Орловское депо веерного типа для ремонтов паровозов пассажирского движения. Оно находилось на месте современного предприятия. Условия труда в то время были не из легких. Более ста лет назад депо зимой не отапливалось, в канавах – лед, керосиновое освещение. Станки в движение приводились от паровой установки с помощью трансмиссии. К слову, на всем предприятии имелось всего 6 станков: 3 токарных, 1 строгальный и 2 сверлильных. Осмысливая эту информацию, невольно задумываешься над тем, какой большой путь был пройден с тех пор.
– Сегодня работа нашего предприятия нацелена на организацию перевозочного процесса, содержание подвижного состава в исправном состоянии, которое гарантирует безопасность движения и точное выполнение расписания и графика движения поездов, сохранность перевозимых грузов и пассажиров, – рассказывает, встречая журналистов, начальник депо Сергей Карасёв.

Машинист-инструктор локомотивных бригад Андрей Новик

Хозяйство большое. К примеру, в приписном парке тепловозов – 63 грузовых локомотива серии 2ТЭ10М и 2ТЭ10МК, 9 маневровых серии ЧМЭ3 и 10 серии ТМЭ1. Тем не менее коллектив, который объединяет 974 человека, обеспечивает устойчивое функционирование всех подразделений. Неслучайно в 2020 году программу ремонта тепловозов выполнили на 100% к плановому заданию.
Журналисты своими глазами увидели, как организована деятельность ремонтных участков, а также узнали, что за 9 месяцев этого года объем перевозок в локомотивном депо Витебск составил 3245,9 млн. т/км брутто, или 101,5% к плану и 103,5% к уровню 2020-го. Производительность труда при плане 102% ожидается на уровне 106,7%. Такие цифры – следствие планомерной и комплексной работы.
За последние годы на предприятии сделано немало. К примеру, отремонтировано помещение для ремонта подшипников качения ролико-буксового участка, а в дизельном установлено новое оборудование – кантователь блока дизеля дизель-генераторной установки А1-9ДГ.
Обновлены также помещения участка по изготовлению и обеспечению инструментом гаражей автотракторной техники. В эксплуатацию введено новое помещение для хранения и выдачи работникам спецодежды. На базе топлива провели ремонт наклонной эстакады для подачи песка здания пескосушилки, эстакады слива-налива резервуарного парка дизельного топлива, пескоподающего трубопровода пескораздаточного устройства, резервуара резервуарного парка дизельного топлива. В доме отдыха локомотивных бригад обновлены душевые и водосточная система скатной кровли.
– В прошлом году на участке по ремонту тележек наши специалисты заменили насосное оборудование на более энергоэффективное с внедрением технологии для очистки моющего раствора. Это позволяет существенно экономить топливно-энергетические ресурсы предприятия, снизились расходы на оплату электроэнергии, улучшилось состояние охраны труда на участке, – продолжает рассказ Сергей Владимирович. – Также был заменен устаревший насос для подачи дизельного топлива к объектам базы топлива депо на аналогичное устройство с частотным электроприводом, обновили и очистные сооружения, а также помещение оператора систем водоочистки.
В центре внимания и новаторская деятельность. Так, в 2020 году экономический эффект от внедрения в производство рационализаторских предложений, направленных на механизацию трудоемких процессов, улучшение условий труда и повышение качества ремонтных работ, составил более 67 тыс. рублей. Технические новшества, использованные на производстве, позволили сэкономить более 13 тыс. рублей.
Хорошие результаты работы – заслуга всего коллектива, который объединяет разные поколения тружеников. Молодежь перенимает лучшие традиции, учится у предшественников. И каждый из них – личность.
Подробнее об истории предприятия можно узнать в комнате боевой и трудовой славы. В экспозиции – более 900 экспонатов, размещенных в четырех залах. Также на территории локомотивного депо установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Константина Заслонова, работавшего здесь в 1930 – 1935 годах. Есть памятник железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и памятник Михаилу Калинину… О богатом прошлом предприятия напоминает паровоз серии Л № 3562. А о настоящем, точнее, о людях, которые приумножают славу депо, – Доска почета. Ее украшают фотографии передовиков, причем отмечают всех – от уборщицы производственных помещений до машиниста. Честность, порядочность и ответственность за порученное дело – для тружеников депо это не просто слова, в чем еще раз смогли убедиться представители СМИ.

Обеспечить максимум комфорта

Продолжился пресс-тур на вокзале станции Витебск. Первое здание здесь возвели в 1866 году – с постройкой Динабурго-Витебской железной дороги. Это был красивый трехэтажный вокзал с пешеходным мостом к пассажирским платформам. В 1912-м его расширили за счет одноэтажной пристройки. В годы Великой Отечественной вокзал сильно пострадал – от былой красоты не осталось и следа. Обновленный пассажирский комплекс вновь распахнул двери лишь в 1953-м. Интересный факт: здание вокзала спроектировал известный архитектор Борис Мезенцев, соавтор одной из семи сталинских высоток в Москве.
Прошедшие десятилетия стали периодом больших преобразований. Сегодня вокзал станции Витебск – в списке архитектурного наследия Республики Беларусь. По объему выполняемых работ он внеклассный.
– Пассажирам у нас оказывают различные услуги – от возможности воспользоваться камерами хранения для личных вещей, оформления перевозок багажа и грузобагажа до предоставления справочной информации через информационно-справочный терминал с выходом на сайт Белорусской железной дороги и видеосвязью с оператором Контакт-центра, – отмечает начальник вокзала Вадим Сергадеев. – А еще к услугам пассажиров – комнаты отдыха, ресторан, буфет, медпункт, парикмахерская, торговые объекты, аптечный киоск, доступ к Wi-Fi. На вокзале установлены семь терминалов самообслуживания по продаже проездных документов на поезда с ненумерованными местами. Для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями предусмотрены пассажирские лифты, пандусы, подъемные платформы, информационные таблички с рельефной графикой и шрифтом Брайля, тактильная плитка.
За 8 месяцев нынешнего года с вокзала отправились 1 млн. 277 тыс. 842 пассажира, что составляет 111% к уровню того же периода 2020-го.
Есть и другие поводы для гордости. К примеру, по итогам республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства железнодорожных вокзалов победителем среди внеклассных признан вокзал станции Витебск. Так высоко оценили работу его коллектива в минувшем году. А еще именно этот пассажирский комплекс на протяжении многих лет встречает гостей (в том числе и звездных) Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». В этом году – уже в юбилейный, 30-й раз. Кроме того, в июне здесь встречали передвижной музей «Поезд Победы» – проект, приуроченный к 80-летию начала Великой Отечественной. Здесь рады каждому пассажиру, стараются сделать его пребывание на вокзале максимально комфортным. И у железнодорожников это отлично получается.

Четко и слаженно

Побывали участники пресс-тура и на станции Витебск. В начале своей истории она входила в состав Риго-Орловской железной дороги. В 1904 году стала узловой. Еще через пять лет здесь (впервые в Российской империи) построили электрическую централизацию, работающую на аккумуляторах.
В годы Великой Отечественной, как и многие другие объекты узла, станция была разрушена. По воспоминаниям очевидцев, Орловский и Полоцкий парки оккупанты превратили в аэродром для эвакуации Витебского гарнизона из окружения. Однако уже на 9-й день после освобождения Витебска – 3 июля 1944 года – со станции ушел первый поезд к линии фронта.

Начальник станции Витебск Виталий Торчик

Дальнейший период – время развития и созидания. В 1978 – 1983 гг. провели полную реконструкцию станции. Это позволило сконцентрировать сортировочную работу в одной системе и создать благоприятные условия для местной работы. В 1983-м сдали в эксплуатацию электрическую централизацию стрелок и сигналов. В 1994 году с вводом таможенного оформления на экспортно-импортные грузы эта новая услуга была введена и на станции Витебск. В 1999-м здесь организовали ЦУТО – Центр управления транспортным обслуживанием. Его главной задачей стало совершенствование системы управления перевозочным процессом и расширение спектра услуг, оказываемых грузоотправителям и грузополучателям. А в апреле 2019 года, как рассказал начальник станции Витебск Виталий Торчик, был создан Линейный центр транспортного обслуживания, в который входят 11 станций самого северного отделения Белорусской железной дороги.
С 1 января нынешнего года станция Витебск стала объединенной. В ее состав вошли внеклассная станция Витебск, станция 2-го класса Витьба, 3-го класса Чепино, 4-го класса Медведка и Журжево, а также две 5-го класса – Лучеса и Лужесно.
По характеру работы узловая станция Витебск – сортировочная со значительным объемом грузовой работы. Она относится к внеклассной.
Как рассказал Виталий Дмитриевич, на объединенной станции Витебск сегодня трудятся 333 человека. Что касается показателей, за 9 месяцев погрузка здесь выполнена на 116,5% к уровню 2020-го, отправление вагонов – 115,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Производительность труда составила 112,1%, выгрузка – 108,8% к уровню 2020-го.
Журналисты пообщались не только с начальником станции, но и увидели работу поста ЭЦ. Работа здесь не прекращается ни на секунду. Впрочем, у движенцев по-иному и быть не может – все очень четко и слаженно. На представителей СМИ это произвело большое впечатление. Многие из них по-новому взглянули на работу железнодорожников, оценили масштаб выполняемых задач и их сложность.

Достижения внушают уважение

Завершился пресс-тур посещением Витебской дистанции пути. В истории предприятия немало интересных страниц. В своих нынешних границах дистанция работает с 1968 года. Охватывает такие участки, как Витебск – Шумилино, Витебск – Езерище, Витебск – Стайки, Витебск – Заольша (в том числе Витебск – Придвинская).
Развернутая длина железнодорожных путей – 635,4 км. Как рассказал начальник дистанции Дмитрий Козел, железобетонные шпалы уложены на 78,9% общей протяженности, на главных путях эта цифра достигает 97%. На железобетонных брусьях уложено 213 стрелочных переводов.
Поставленные задачи помогает решать техника, в том числе две машины СВП-74 для смены шпал, столько же снегоуборочных СМ-2, путевой модернизированный гайковерт ПМГ, два крана на железнодорожном ходу, а также мотовоз, три автомотрисы и столько же дрезин, средства малой механизации, дефектоскопные средства. Их применение в том числе обеспечивает безопасность движения поездов.
Но главное все же – работоспособный коллектив, в котором трудится порядка 465 человек. Большое внимание уделяется созданию для них достойных санитарно-бытовых условий. В административно-бытовом корпусе Орловского парка и таком же корпусе участка по эксплуатации машин, механизмов и оборудования обустроены помещения для работников дистанции (учебные классы, душевые и т. д.). Отремонтированы практически все пункты обогрева для монтеров пути на линейных станциях.

Заместитель начальника Витебской дистанции пути по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Геннадий Хуткин

В ходе пресс-тура журналисты посетили учебный полигон, который расположен на территории станции Витебск. Особый интерес вызвали макеты стрелочных переводов. Бригадир и монтеры пути провели техучебу, во время которой показали в действии дефектоскопную тележку, поделились секретами эффективной работы.
– У нас трудятся добросовестные, талантливые, исполнительные и дисциплинированные люди, – не жалеет добрых слов заместитель начальника по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Геннадий Хуткин. – Многие из них были отмечены в нынешнем году отраслевыми наградами. Почетной грамоты БЖД удостоен заместитель начальника дистанции Юрий Глухов, Благодарности начальника дороги – мастер участка дефектоскопии Валерий Шляхтенок, Благодарности начальника Витебского отделения – дорожный мастер 11-го околотка Василий Кейзер.
…Не зря говорят, что дорога начинается с пути. А когда здесь трудятся такие люди, настоящие профессионалы своего дела, не может быть сомнений в том, что путь будет надежным. Впрочем, слов благодарности заслуживают все без исключения железнодорожники предприятий узла. Очередная веха истории – 155-летие – хороший повод оглянуться в прошлое. Вспомнить пройденный путь, подвести итоги. И с новыми силами двигаться вперед.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика