Сохраняя историю предприятия
…В тот сентябрьский день внимание пассажиров, ожидавших поезд на вокзале станции Барановичи-Полесские, привлекла группа людей с большими чемоданами образца прошлого века. В них представители Могилевского отделения привезли экспонаты на дорожный конкурс музейных экспозиций «Время. События. Люди», который проходил в здании вокзала.
– Ответственность за подготовку выездной мини-выставки была возложена на меня как хранителя комнаты истории локомотивного депо. Но воплощали в жизнь все задуманное сообща, в тесном контакте с руководством предприятия и отделения, – вспоминает начальник базы запаса локомотивов локомотивного депо Могилев Николай Азаров (на фото). – Программа конкурса была понятна. Стали думать, что повезем и как презентуем. Созрела мысль – наше депо единственное, где трудились трое будущих Героев Советского Союза (Георгий Надточеев, Николай Новицкий, Сергей Коваленко). На их примере воспитываем молодежь. К тому же в 2021-м отметили 80-ю годовщину начала Великой Отечественной войны. Это и определили основной темой экспозиции. Интересным ходом стал красноармеец в военной форме образца 1940-х. Его роль отлично исполнил Александр Юрчин, который не только позировал для фото, но и разбирал-собирал пистолет-пулемет ППС-43, рассказывал посетителям некоторые исторические факты.
Стоит отметить, что конкуренты у могилевчан были серьезные, один только Брестский музей железнодорожной техники чего стоит! Но у локомотивщиков все получилось, и в результате они вошли в число лучших, получив сразу два(!) «бронзовых» диплома. Жюри оценило оригинальность подачи материала и уникальность экспонатов в номинациях «Презентация музейной экспозиции» и «Музейная реликвия». В числе демонстрационных экземпляров были солдатский медальон и армейский котелок с инициалами владельца, а также медали, ордена и даже платок-талисман, который машинист бронепоезда пронес в кармане гимнастерки через все невзгоды.
Это лишь малая часть того, что собрано и хранится в комнате истории локомотивного депо Могилев. На предприятии она существует с 1996 года, хотя сбор материалов, как утверждает Николай Азаров, ведется еще с 1980-х. У истоков ее создания стоят бывшие руководители депо Александр Зиновьевич Бер и Евгений Николаевич Романенко.
В 2009 году во время капитального ремонта административного здания экспонаты комнаты истории были временно складированы.
– Процесс восстановления шел постепенно. В 2015-м я возглавил базу запаса локомотивов. Тогда же начальник депо Александр Русиновский предложил заняться и комнатой истории, – рассказывает Николай Азаров. – Так я стал ее хранителем. В 2019-м эстафету руководства предприятием принял Валерий Черленок. Он продолжил общее дело по сохранению истории депо и 12 сентября того же года обновленная экспозиция стала доступна всем желающим.
На площади почти 70 м2 разместились сотни различных экспонатов. Историю строительства стальной магистрали через Могилев, этапы становления локомотивного депо, его деятельность в годы войны и на современном этапе отражают настенные стенды с фотографиями. Есть модели различных локомотивов, ретроснимки, документы, награды и орудия труда железнодорожников. В числе наиболее ценных – разводной «французский» ключ середины XIX века. Именно такой, но перекрещенный с молотком, является техническим символом железной дороги. Имеются также напольные весы 1910 года. Экспозиция постоянно пополняется.
– Недавно встречался с дочерью машиниста Аркадия Авраамовича Корнилова. Нина Аркадьевна Падукова передала мне документы, фотоснимки. Отец ей рассказывал, как в войну водил поезда к линии фронта. Туда – оружие, провиант, медикаменты, новобранцев. Назад – раненых, разбитую технику, эвакуированных. Составы не раз попадали под обстрелы, – говорит Николай Леонтьевич. – Пожалуй, самый уникальный экспонат у нас – это единственная в своем роде рукописная книга. На более чем ста листах изложена история развития транспорта. Ее автор – Богдан Семенович Губенко. Он собирал информацию, систематизировал ее, писал текст, делал рисунки тушью. Передал альбом с дарственной надписью для комнаты истории сын автора – Виктор Губенко. Хочу сказать, что все реликвии будут сохранены, как и сведения об их дарителях.
Не сидит сложа руки и сам Николай Азаров. Музейным делом он «заболел» всерьез. Именно так среди экспонатов оказалась его личная коллекция значков. В ней около сотни образцов, объединенных магистральной тематикой, в том числе нагрудные знаки «Почетному железнодорожнику», «Отличный паровозник», значок «Ударнику сталинского призыва». «Все музейщики такие: если что-то ценное попадет в руки – сразу в экспозицию!», – смеется собеседник. Также в комнату истории из дома перекочевали гармонь и баян.
– Есть у нас среди экспонатов и балалайка. Все это неотъемлемая часть жизни работников дороги разных лет. Еще поэт Василий Лебедев-Кумач заметил: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!», – говорит Николай Леонтьевич. – Часто на экскурсию приходят школьники, и, конечно, им хочется все потрогать, узнать, как работает. Поэтому стараюсь сделать так, чтобы то, что должно действовать, действовало. Например, приемники, радиостанция… Во время экскурсии включаю запись переговоров машинистов или машиниста с диспетчером и вижу, как загораются глаза у подростков. Особенно заметен интерес у детей железнодорожников – они-то понимают, о чем речь. Частые гости и студенты-историки из Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова. С ними всегда приятно общаться. Вообще, когда есть ответная реакция в процессе экскурсии, тогда хочется сделать еще больше. Стараемся поддерживать традиции и воспитывать молодежь.
Николай Азаров свои знания постоянно пополняет. Что-то черпает из интернет-источников, а что-то узнает из архивов, личных дел работников локомотивного депо разных лет. «Там такие факты интересные встречаются, что просто слов нет. Рассказываю коллегам, а они удивляются – как это могло быть?», – увлеченно говорит Николай Леонтьевич. Но, конечно, основа знаний – это личный опыт, ведь на железной дороге мой собеседник уже без малого 40 лет.
– Если не быть строгим к фактам, то можно сказать, что я родился на магистрали – схватки у мамы начались прямо в вагоне. Ее сняли с поезда, и так я появился на свет в городе Гжатске (сейчас Гагарин) Смоленской области. Но в документах местом рождения указана деревня Поляниновичи Быховского района. Там жили родители моего отца, куда мама ехала из Экибастуза, – делится Николай Леонтьевич. – Моя семейная история очень интернациональная. Жили мы в Казахстане, отец приехал из Беларуси покорять целину и встретил мою маму. Воспитали и вырастили троих детей. Две мои сестры по паспорту русские, как мама, а я белорус, как отец. Жил в Экибастузе, работал помощником машиниста, затем встал за правое крыло тепловоза, а продолжил трудовую деятельность машинистом-инструктором. Там же встретил будущую жену Елену. Но меня всегда тянуло в Синеокую. В какой-то момент решили переехать в Беларусь. С 2000 года я работаю в локомотивном депо Могилев.
На магистрали трудится и супруга Николая Азарова. Младший сын Леонтий, названный в честь деда, – помощник машиниста дизель-поезда. В свободное время глава большого дома не прочь взять в руки гармонь и сыграть что-нибудь для души. Трудясь на ниве сохранения истории и заслуг предприятия, Николай Леонтьевич подчеркивает, что в первую очередь в локомотивном депо Могилев гордятся своими людьми, работниками разных лет и, конечно, ждут пополнения коллекции.
Елена ВЕТРОВА