На длинной дистанции
Ни в труде, ни в спорте почетный железнодорожник Михаил Черногалов не искал легких путей, а напряженно работал дежурным по станции, диспетчером, а после 12-часовых смен тренировался, бегая многокилометровые кроссы.
– Я родился в 1936 году. Поэтому можно сказать, что я ровесник газеты «Железнодорожник Белоруссии», – рассказывает Михаил Яковлевич. – Детство мое прошло в деревне под Могилевом. До железнодорожной станции Луполово, расположенной между областным центром и Кричевом, было недалеко: 1-2 километра. К тому же один из родственников работал машинистом. Поэтому о стальной магистрали знал немало.
Правда, как и многих других подростков в послевоенное время, Михаила манило небо. Он даже занимался в ДОСААФ, где изучал основы авиации. Собирался поступать в профильное учебное заведение в украинском Чернигове.
Однако со школьного выпускного он прямиком попал в больницу с аппендицитом. Это обстоятельство перечеркнуло все планы юноши, и парень выбрал другой вид транспорта – железнодорожный. В 1954 году он отправился в Гомель, где успешно выдержал экзамены в БИИЖТе (нынешнем БелГУТе) и стал изучать специальность движенца.
В это время начал бегать кроссы. Лучшие результаты показывал на дистанциях 5 и 10 километров. Регулярные тренировки, упорство и умение грамотно распределять силы помогали юноше побеждать в отделенческих, общеинститутских соревнованиях. Его приглашали уже на республиканские и даже союзные старты, на которых много раз Михаил становился победителем.
Это укрепляло физическую силу и волю, воспитывало в молодом человеке дисциплинированность, развивало умение рассчитывать и рационально распределять силы. Что очень помогло ему в дальнейшей работе в хозяйстве перевозок.
После завершения учебы времени на раскачку у Михаила Черногалова не было. Молодого специалиста распределили на станцию Минск-Товарный (сейчас это Минск-Сортировочный). Свою железнодорожную карьеру он начал с должности дежурного по парку, затем стал дежурным по станции, а позже – маневровым диспетчером. Задач было много, приходилось максимально концентрировать внимание.
– Было очень непросто. На станции пути короткие. Прибывало немало длинно-составных поездов, поэтому приходилось всегда искать решение проблемы, – вспоминает Михаил Яковлевич. – Из-за напряженной работы частенько не успевал и поесть. Брал ссобойку, которую приносил домой нетронутой.
Перспективного работника со временем назначили начальником станции Минск-Северный, а в 1968 году Михаил Черногалов стал поездным диспетчером Минского отделения.
– На новом месте координировал движение на участке Негорелое – Борисов, – вспоминает Михаил Яковлевич. – Был на связи с дежурными свыше десятка станций, в том числе крупных, расположенных в столичном узле.
Не менее напряженной была и работа в должности дежурного по отделению. В конце 1980-х, когда Михаил Черногалов имел уже богатый опыт, его пригласили в структурное подразделение дороги, являвшееся предшественником нынешнего ЦУПа. Михаил Яковлевич был дорожным диспетчером, координировал движение в Минском отделении.
Почетный железнодорожник ушел на пенсию в 1992 году. Но он по сей день живо интересуется развитием магистрали. С радостью общается с ее нынешними работниками. Всегда очень радуется поздравлениям от коллег. Добрых слов было немало и в день 85-летия, который ветеран отметил 11 ноября.
Судьба отмерила ему длинную дистанцию жизни. И Михаил Яковлевич, закаленный спортом и работой на стальной магистрали, стремится одолеть этот путь с пользой и в постоянном движении.
Руслан АНАНЬЕВ