Июнь
Чт
13
2024

Научный подход в дефектоскопии

Гомельские железнодорожники участвуют в конкурсе молодежных исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего», посвященном 160-летию Белорусской железной дороги. Мероприятие организовано БелГУТом при поддержке Министерства транспорта и коммуникаций и стальной магистрали.

В номинации «Проектные работы» совместную идею представили инженеры-технологи Гомельского вагонного депо Александр Отока и Ольга Лысенкова (на фото). Они предложили использовать при проведении магнитопорошкового контроля деталей подвижного и тягового железнодорожного состава суспензионную систему для приготовления, сбора и нанесения магнитного индикатора. Такой способ повышает качество проведения дефектоскопии деталей вагонов и локомотивов магнитопорошковым методом, сокращает финансовые затраты и облегчает труд дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю.
– Магнитопорошковый метод считается одним из самых эффективных на магистрали, так как наиболее чувствительный к поверхностным дефектам, – поясняет Александр. – И основан на их обнаружении при помощи магнитного индикатора (ферромагнитных частиц), который наносится на контролируемую намагниченную поверхность сухим (в виде порошка) или мокрым способом. В своем проекте мы рассматриваем именно последний, где магнитная суспензия распыляется или поливается слабой струей на деталь и в зоне дефекта собирается в валик, а остатки просто стекают с поверхности.
Александр отмечает, что однократное использование суспензии увеличивает расходы на приобретение магнитного индикатора. Особенно при проверке больших деталей – цельнокатаных колес, колесных центров, зубчатых колес (венцов) или свободных осей колесных пар. Применяя систему рециркуляции, при помощи насосной станции можно наносить на поверхность детали суспензию таким образом, чтобы она собиралась обратно в бак для сбора и перемешивания. Использование сливного поддона под конкретные габариты проверяемой детали позволит суспензии самотеком попасть в бак, где при помощи перемешивающего устройства она будет поддерживаться в однородном состоянии.
– Таким образом, экономно расходуется, нет необходимости тратить время на ее приготовление заново, – поясняет Александр. – Главное, чтобы поверхность при контроле была тщательно очищенной, потому как повторное использование может применяться к деталям, прошедшим мойку в моечной установке или мойке под давлением. Данная система может применяться с любым типом магнитной суспензии, а значит, и использование ее возможно при дефектоскопии широкой номенклатуры деталей локомотивного и вагонного хозяйства.
В конкурсе «Транспорт будущего» участвует еще один проект Александра Отоки и инженера лаборатории неразрушающего контроля Могилевского вагонного депо Алексея Ляха. В номинации «Действующие модели и макеты» железнодорожники представили стенд автоматизированного магнитопорошкового контроля цельнокатаных колес при текущем и среднем ремонте колесных пар. Его использование позволяет минимизировать ручной труд и значительно упростить работу при дефектоскопии колесной пары магнитопорошковым методом: контроль колес происходит в автоматизированном режиме.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика