«Мы – высотники…»
Мосты прочно вошли в жизнь почетного железнодорожника Владимира Дашкевича около трех десятков лет назад. Для кого-то это просто сооружения для переправы через препятствия, а для него еще и объект инженерного искусства. «…Я помню до мелочей каждый из них, что, когда и как делалось. За столько лет прикипел по-настоящему», – признается мостовой мастер Могилевской дистанции пути.
Сразу определиться с профессиональным выбором в юности дано далеко не всем. Владимир Антонович свое призвание распознал во время службы в армии. Сдружился с однополчанином из Гомеля, который заочно учился в БИИЖТе и много рассказывал о вузе. К строительству мой собеседник тяготел всегда, поэтому после срочной службы, взяв направление, поступил в этот же институт. Сначала на подготовительное отделение, а затем продолжил обучение как полноправный студент. В это же время прошел своеобразный курс молодого бойца, прочувствовав будущую профессию на практике – работал в стройотряде монтером пути, а преддипломную практику и вовсе проходил на БАМе. После окончания БИИЖТа получил специальность «инженер путей сообщения – строитель» и по распределению приехал в Могилевскую дистанцию пути. Так в 1986 году и началась его личная история на одном предприятии, которая длится до сих пор.
– Сначала стал бригадиром пути, решил узнать все азы этого дела, набраться опыта, чтобы потом не стыдно было руководить людьми, – вспоминает Владимир Антонович. – Наставники мне достались хорошие, опытные монтеры пути. Очень пригодились советы мастера Василия Ермакова. Ведь раскачиваться было некогда, шло масштабное переустройство, начинали усиливать путь. Появились длинносоставные поезда, и мы удлиняли платформы на станциях Лудчицы, Тощица, Лотва…
С началом трудовой деятельности Владимир Дашкевич не перестал учиться. Был инженером по охране труда, помощником начальника дистанции по безопасности движения поездов, главным инженером.
В то время руководитель предприятия Владимир Бельковцов предложил ему стать мостовым мастером. Работа требовала освоения дополнительных навыков, и без помощи коллег Владимир Антонович не остался. Не раз своим опытом делился Яков Климук. Да и в целом бригада новому мастеру досталась крепкая, сплоченная. До сих пор в ней трудятся старожилы – Михаил Погуляев и Владимир Ивчин.
Сегодня коллектив участка, который возглавляет Владимир Дашкевич, состоит из бригадира и шести ремонтников искусственных сооружений. «Мы – высотники, ведь все работы выполняем в нескольких метрах над землей», – говорит собеседник. Зона ответственности географически охватывает объекты в трех областях: Могилевской, Гомельской и Витебской. От Рогачева до Орши, от Луполово до Несеты. Обслуживает коллектив 159 искусственных сооружений, из которых 73 железнодорожных моста и 2 пешеходных на станциях Могилев-1 и Луполово. Под умелым руководством Владимира Антоновича все они содержатся в исправном состоянии, обеспечивая безопасный и бесперебойный пропуск поездов. За время его работы мостовым мастером на 49 объектах из 73 проведен капитальный ремонт с заменой дефектных элементов, а также деревянных мостовых брусьев на плиты БМП.
– Запомнилось, как в 2008 году меняли мост через реку Лахву, 117-й километр, – рассказывает Владимир Дашкевич. – Ставили временные опоры, а новое пролетное строение собиралось рядом со старым. Затем домкратами осуществляли надвижку – одно вынимали и на его место ставили другое. Четверо суток так работали, продвигались по два метра в час. Все запомнилось, потому что делали это впервые. Одновременно самая сложная и самая интересная моя работа. И, конечно, не забуду свой первый капремонт железобетонного моста. Это был 2006 год… Перегон Прокшино – Копысь. Меняли прокладной слой, вместо 24-х часов выполнили все примерно за 12. Тогда и стало понятно, что работа мостового мастера – это точно мое!
Своим опытом могилевские мостовики в сентябре и октябре ездили делиться к коллегам из Борисова. «Они такого просто еще не делали. Да и ремонтники у меня высокого класса – 5-го и 6-го разрядов, могут работать и с деревом, и с железобетоном», – с гордостью говорит Владимир Антонович.
Для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов каждый мост ежеквартально проходит тщательный осмотр. Особое внимание – весной и осенью. Результаты учитываются при проведении текущего ремонта. Все доведенные показатели коллектив участка выполняет качественно и в срок. Так, уже окрашено 1200 м2 железобетонных пролетных строений (по годовому плану – 1100 м2)
и 52 тонны металлических пролетных строений (при плане 40 тонн). Весной будущего года будет проведен капремонт моста через реку Друть – 134 метра. Здесь заменят деревянные мостовые брусья на плиты БМП, проведут пескоструйную очистку и окраску пролетных строений и многое другое. Железнодорожная переправа с богатой историей получит вторую жизнь. Построена она была в 1925 году, в военный период взорвана, а затем восстановлена. Сейчас за состоянием моста тщательно следят, а капремонт поможет сохранить его на долгие годы. Кстати, у каждого такого строения есть свой паспорт: перечень проведенных работ документально фиксируют и вносят в книгу искусственных сооружений, которая обновляется дважды в год. «Это история. Она велась до меня и будет после меня», – говорит Владимир Антонович. Направление Осиповичи – Могилев – Кричев богато мостами-долгожителями, если так можно сказать. Есть железобетонный, возведенный в 30-х годах. Он пережил военное лихолетье и благодаря стараниям ремонтников искусственных сооружений разных лет служит людям до сих пор.
За время своей работы Владимир Антонович сделал сотни снимков мостов. Они нужны для книги искусственных сооружений, чтобы наглядно понимать, что сделано, а что еще предстоит. Но помимо технической нагрузки эти фото имеют и историческое значение.
– Начинал фотографировать еще стареньким аппаратом «Зенит-ЕТ». Это летопись мостов. На каждое из 159-ти искусственных сооружений нужно как минимум 10 фотографий. Некоторые распечатываю для себя. Вот сейчас передо мной на стене такие снимки. Смотрю и не могу выбрать лучший. У каждого своя история, – говорит Владимир Дашкевич. – Может, вот этот… Через Днепр в черте Могилева в направлении Кричева. Самый высокий – до уровня воды 23 метра, это примерно как девятиэтажный дом.
Но не все сооружения имеют в своих паспортах первоначальные изображения. Они попросту не сохранились, что несправедливо, считает Владимир Дашкевич и пытается по мере сил восполнить эти пробелы.
– Ходил как-то на выставку фотографий, сделанных в том числе в период оккупации Могилева. Они подарены городу его уроженцем Олегом Лисовским, который в настоящее время проживает в Германии, – делится собеседник. – И там увидел довоенный мост через реку Дубровенку на каменных устоях. И паровоз идет! Переснял и для себя.
Труд Владимира Дашкевича оценен по достоинству. Его неоднократно поощряло руководство магистрали, Могилевского отделения, дистанции пути. Участвовал в дорожных конкурсах «Лучший по профессии» и занимал призовые места. В 2015 году его фото было занесено на отделенческую Доску почета, в 2008-м и 2014-м награжден Почетной грамотой Белорусской железной дороги, в 2017-м – нагрудным знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi». Но самую главную награду получил в этом году – стал почетным железнодорожником.
Магистраль подарила ему и вторую половинку. Будущая супруга была дежурным по парку станции Минск-Пассажирский. Вслед за мужем переехала в Могилев и продолжила трудиться на железной дороге. По стопам родителей пошел сын Александр. Он оператор дефектоскопной тележки и также работает в Могилевской дистанции пути. Иногда старший и младший Дашкевичи встречаются на объектах.
В свободное время Владимир Антонович увлекается рыбалкой и не без оснований гордится уловом. Например, удалось поймать щуку весом более 5 кг и шестикилограммового жереха. Но сейчас все силы уходят на восстановление родительского дома на малой родине – в деревне Фащевка.
В глубине души Владимир Дашкевич мечтает, что когда-нибудь на магистраль придут его внуки.
– Конечно, железную дорогу отличают стабильность и надежность. Но пусть молодежь сама выбирает свой профессиональный путь. А у меня магистраль уже в сердце, без нее не могу. Это моя жизнь.
Елена ВЕТРОВА