Январь
Пн
13
2025

Ситуация под контролем

Продолжаем серию публикаций, посвященных 100-летию Военизированной охраны Белорусской железной дороги. Сегодня речь пойдет о деятельности одного из трех дорожных подразделений – Брестского отряда.

Круглосуточный контроль за оперативной обстановкой в парках станций, а также применение современных технических средств позволяют этому коллективу обеспечивать сохранность перевозимых грузов.
Безопасность и порядок на железнодорожных объектах – главные задачи для семи стрелковых команд отряда, расположенных в Барановичском и Брестском отделениях. Они охраняют грузы и имущество магистрали, пресекают проникновение посторонних лиц на территорию, осматривают подвижной состав на предмет видимых повреждений вагонов, контейнеров и запорно-пломбировочных устройств. Задач у работников Брестского отряда немало, особенно возросла ответственность в связи с ростом объемов перевозимых транзитных грузов в направлениях Запад – Восток – Запад, для обеспечения их сохранности появилась необходимость применения технических средств видеонаблюдения.
– В здании штаба Брестского отряда несколько лет эффективно действует пункт мониторинга, – рассказывает начальник подразделения Геннадий Челмодеев. – Сюда поступает информация со всех записывающих видеокамер, расположенных как в железнодорожном узле, так и на линейных станциях. Она отображается на видеостене, состоящей из двенадцати 55-дюймовых мониторов. Предусмотрены два рабочих места охранников, которые видят все, что происходит на конкретном объекте. Таким образом система видеонаблюдения позволяет контролировать обстановку на охраняемых объектах отделения, повышается безопасность движения поездов и сохранность перевозимых грузов.
Созданию пункта мониторинга предшествовала большая работа. Волоконно-оптический кабель был проложен от Брестской дистанции сигнализации и связи до административного здания отряда. Потребовалось выполнить перепланировку помещений, смонтировать системы кондиционирования, электропитания оборудования и электроосвещения, а также контроля доступа и видеонаблюдения. В настоящее время на пункт мониторинга выведен сигнал с 376 видеокамер – большинство из них расположены в Брестском железнодорожном узле.
– Видеонаблюдение позволяет нам осуществлять непрерывный контроль за оперативной обстановкой не только в Восточном и Северном районах Брестского железнодорожного узла, но и на станциях Жабинка, Оранчицы, Ивацевичи, Брест-Полесский, остановочных пунктах Береза-Город и Юго-Запад, – продолжает Геннадий Владимирович. – Помимо этого, сюда передается информация из местного локомотивного депо, пункта технического обслуживания вагонов Брест-Центральный, административного здания аппарата отделения, с железнодорожных переездов, расположенных в микрорайоне Задворцы и по улице Пушкинской, с прилегающей к вокзалу станции Брест-Центральный территории.
По словам Геннадия Челмодеева, у охранников пункта мониторинга вся оперативная информация о происходящих в отделении событиях как на ладони. Причем, они видят «картинку» в режиме реального времени. О выявленных происшествиях за определенный период сотрудники докладывают начальникам караулов стрелковых команд на станциях Брест-Восточный и Брест-Северный и правоохранителям. Система видеонаблюдения пункта мониторинга позволяет координировать действия всех стрелков при несении службы на постах в парках станций железнодорожного узла.
Благодаря записывающим электронным устройствам с начала года работники отряда выявили более 130 правонарушений на железнодорожных объектах. Среди них – проникновение посторонних лиц на охраняемые территории, нанесение граффити на имущество Белорусской магистрали и др. Все случаи разобраны, а действиям нарушителей дана правовая оценка. Система видеонаблюдения уже доказала эффективность – при необходимости зону охвата контролируемых камерами объектов можно увеличить.
Также в распоряжении работников стрелковых команд на станциях Брест-Северный и Брест-Восточный появились аналогово-цифровые радиостанции Motorola-DP4401 с функцией GPS-трекера. Данное оборудование улучшило качество переговоров и увеличило дальность связи, позволило начальникам караулов и персоналу пункта мониторинга следить за перемещением охранников и стрелков по маршрутам патрулирования. В случае необходимости их можно быстро найти, поставить ту или иную оперативную задачу. Это повышает качество работы, а также исключает нарушения трудовой дисциплины в подразделениях Брестского отряда.
В настоящее время развитие пункта мониторинга продолжается. Планируется внедрение системы наблюдения с функциями видеоанализа, а именно – формирование, трансляция, запись и обработка видеопотоков. В конечном итоге это приведет к более эффективному использованию информационно-аналитических возможностей в охранной деятельности.
Рассматривается вопрос оснащения современным программным обеспечением систем видеонаблюдения в парках станции Брест-Северный. Исходя из этого, железнодорожники ставят конкретные задачи, которые можно реализовать с помощью нового оборудования. Среди них – автоматическое наведение поворотной камеры и сопровождение объекта детектирования при пересечении условных линий или зон, а также при срабатывании датчика движения, распознавание людей без сигнальных жилетов в парках станции или на железнодорожных путях, обнаружение оставленных предметов, фиксирование происшествий, связанных с задымлением и возгоранием, нестандартных ситуаций и др.
Безусловно, системы видеонаблюдения помогают Брестскому отряду Военизированной охраны выполнять функции по обеспечению безопасности и порядка на территории. Однако какими бы современными ни были технологии, работники рассчитывают прежде всего на свой опыт и профессионализм. А этого у них не занимать!

Экскурс в историю

Для повышения качества и эффективности профилактических мероприятий по предотвращению несчастных случаев на железнодорожном транспорте в конце 70-х начале 80-х гг. прошлого столетия в подразделениях отряда и на всей дороге были созданы пикеты-наряды из стрелков и проводников со служебными собаками. Во время несения службы они перемещались по станции, где фиксировалось наибольшее количество случаев непроизводственного травматизма. Также проводилась профилактическая работа по недопущению правонарушений. Подобными нарядами было предотвращено немало наездов подвижного состава на посторонних лиц и оказана практическая помощь руководству линейных станций в наведении правопорядка на этих объектах.
В подразделениях отряда существовало четыре питомника служебных собак: на станциях Степянка, Новополоцк, Орша и Витебск. Ежегодно проводились соревнования на первенство подразделения по служебному собаководству.
Лучших определяли и в первенстве отряда по пожарному спорту. Инициатором состязаний был начальник отряда по пожарно-технической части Анатолий Иосифович Мачульский, который занимал эту должность 26 лет, с 1980 года. В дальнейшем эту работу продолжил заместитель начальника отряда по пожарно-технической части, профессионал своего дела Олег Валентинович Новиков. Большой вклад в обучение персонала и организацию службы Военизированной охраны внес и заместитель начальника отряда Станислав Брониславович Жданович, он на этом посту трудился более 20 лет.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика