Июнь
Пт
14
2024

Действенные меры

Являясь важным элементом промышленного комплекса нашей страны, энергетическая отрасль предъявляет очень жесткие требования к обеспечению безопасных условий выполнения работ. Неспроста 2021-й объявлен Годом безопасного труда в энергетике. Сегодня поговорим о том, какие технические решения применяются в профильных подразделениях Белорусской железной дороги, позволяющие повысить уровень самосознания персонала при работе с электроустановками на примере Оршанской дистанции электроснабжения.

Работами на контактной сети руководит старший электромеханик Алексей Осипович, электромонтеры контактной сети Андрей Купава и Леонид Семенов (находятся на изолированной площадке автомотрисы АДМ)

Для раскрытия тонкостей непростого и ответственного ремесла людей, обслуживающих силовое электрооборудование, мы обратились к главному инженеру предприятия Антону Шерию.
– Специфика основной производственной деятельности накладывает ряд существенных требований к организации работ, – начинает разговор Антон Александрович. – Наши объекты для неподготовленного человека представляют прямую угрозу жизни (не зря говорится, что электричество не прощает ошибок). Поэтому и располагаются они в недоступных местах, например, в отдельных закрытых помещениях или на недоступной высоте (причем доля последних многократно выше). В таких условиях эксплуатации необходимо проявлять особую бдительность. Навыки терять нельзя. Неслучайно проверка знаний по безопасным условиям труда у энергетиков проходит ежегодно.
Железнодорожник обращает внимание на внушительное количество документов – инструкций, кодексов, стандартов и правил, имеющихся в его кабинете, наглядно демонстрируя объем знаний, необходимый практически каждому в дистанции электроснабжения. И подчеркивает, что все требования безопасности, изложенные здесь, должны выполняться неукоснительно. Однако они не полностью учитывают индивидуальные особенности человека, например, его склонность к принятию неординарных, а порой и рискованных решений. Упредить их помогает внедренная на предприятии система мер, позволяющих вести контроль за работниками при выполнении ими профессиональных обязанностей. (К слову, указанные решения в той или иной степени применяются во всех дистанциях электроснабжения Белорусской железной дороги).
Чтобы продемонстрировать, как функционирует система, Антон Александрович приглашает пройти в региональную энергодиспетчерскую, где концентрируется вся оперативная информация. Сегодня смена регионального энергодиспетчера Сергея Шестакова. Поскольку он координирует место и время проведения работ, ему очень важно знать, где находится бригада.
– Реализованные технические решения дают возможность определить достаточно точное место нахождения руководителя работ благодаря GPS-трекеру, который он носит, – поясняет Сергей Сергеевич. – Данное устройство, к слову, имеет еще и функцию GSM-связи с запрограммированными номерами диспетчерских служб. Маркер нахождения человека в реальном времени выводится на географическую карту, аналогичную той, которую предлагают известные поисковые интернет-системы. GPS-трекеры в количестве 15 штук имеются во всех подразделениях Оршанской дистанции электроснабжения, которые обслуживают электроустановки.

энергодиспетчер Сергей Шестаков

Также отдельные трансформаторные подстанции (с возможностью передачи информации с помощью систем телеуправления) снабжены техническими решениями контроля открытия дверей распределительных устройств и кабин силовых трансформаторов с выводом визуальной и звуковой сигнализации энергодиспетчеру. Такая технология позволяет контролировать не только нахождение персонала, но и несанкционированное проникновение посторонних лиц на объекты.

На предприятии имеется уникальный опыт использования системы видеонаблюдения, смонтированной стационарно на автомотрисе АДМ. Оборудование эксплуатируется с февраля 2020 года и успело себя зарекомендовать с хорошей стороны. Основное назначение – видеофиксация выполнения работ на контактной сети. Четыре беспроводные камеры закреплены на остове дрезины и расположены так, что в любом положении изолированной площадки автомотрисы обеспечивают непрерывное наблюдение за работающими. Отснятые видеофайлы по беспроводным каналам связи поступают в концентратор с возможностью подключения к нему съемного USB-накопителя. Изображение в реальном времени также выводится на монитор, расположенный в кабине автомотрисы.

В помещении региональной энергодиспетчерской размещается комплекс телекоммуникационного оборудования, необходимый для организации рабочего места энергодиспетчера и фиксации его переговоров по всем видам связи. Данная система очень важна и позволяет оценить действия оперативного и ремонтного персонала, особенно в сложной и нестандартной ситуации.
Помимо оборудования, которое помогает определить географические координаты, руководитель работ применяет и переносную систему аудио-видеофиксации подготовки рабочего места и инструктирования персонала. Технические устройства компактны и во многом напоминают регистраторы, которые использует ревизорский аппарат при проверке оплаты проезда в поездах, поэтому дискомфорт их ношение у работника не вызывает. Значение этой системы трудно переоценить, ведь она фиксирует выполнение ключевых мер, направленных на безопасное обслуживание устройств, таких как проверка отсутствия напряжения, отключение и заземление токоведущих частей, а также проведение инструктажа для бригады. Вышеупомянутых устройств в Оршанской дистанции электроснабжения 26 единиц.
– Все системы контроля имеют двойное назначение, – подытожил Антон Шерий. – Помимо функций дополнительного контроля за соблюдением работниками требований охраны труда они помогают отследить выполнение трудовой, исполнительской и технологической дисциплины. Также хотел бы отметить, что результативность применения систем документированных записей действия работника может быть обеспечена только при постоянном контроле со стороны всех причастных, начиная от руководителя среднего звена и инженера по охране труда и заканчивая руководителями дистанции.

Яндекс.Метрика