Задание – не снижать внимание
Состояние охраны труда и здоровья, промышленной и электробезопасности, а также другие актуальные темы стали центральными на дорожном семинаре-совещании, которое прошло под председательством главного инженера Белорусской магистрали Сергея Новодворского в Полоцке.
В городе на Западной Двине собрались представители профильной службы Управления, главные инженеры и начальники отделов охраны труда, промышленной и экологической безопасности отделений. Специалисты других служб и организаций дороги присутствовали онлайн. Приветствуя участников, Сергей Новодворский отметил, что сначала по традиции будут подведены итоги работы за прошедший год, определены дальнейшие направления развития.
– Мы должны выработать и принять решения, которые позволят двигаться вперед в вопросах создания безопасных условий труда для коллектива Белорусской магистрали, – подчеркнул Сергей Александрович.
Общий анализ состояния охраны труда на дороге в 2021-м провел начальник соответствующей службы Юрий Гимро, который также рассказал об основных векторах совершенствования работы в данной области на текущий год.
– Статистика последних десяти лет (с 2011-го по 2021-й) демонстрирует практически одинаковые показатели по количеству несчастных случаев со смертельным исходом: каждый год мы теряем 1-2 работников на производстве. Так быть не должно, – отметил Юрий Александрович. – В 2021-м рост числа несчастных случаев допущен в Минском, Брестском, Гомельском и Могилевском отделениях, на предприятии «Ремпуть Белорусской железной дороги» и в Военизированной охране. В большей степени состояние охраны труда ухудшилось в хозяйствах перевозок и пути. Самые травмоопасные профессии – монтер пути, составитель поездов и его помощник. Основные причины несчастных случаев – личная неосторожность (85%), а также нарушение потерпевшими требований охраны труда, технологий производства, дорожно-транспортные происшествия, невыполнение руководителями работ обязанностей по охране труда.
Юрий Александрович также затронул темы совершенствования нормативно-правовой базы, внедрения автоматизированных систем учета и контроля. Напомнил и о смотре-конкурсе на лучшую организацию по охране труда, лучшее рабочее место, лучшего специалиста в этой сфере. итоги за 2021-й будут подведены в первом полугодии.
– Резерв для дальнейшего снижения травматизма мы видим в повышении культуры производства, эффективности профилактики несчастных случаев, в постоянном совершенствовании системы управления охраной труда, – подчеркнул Юрий Гимро. – В 2022-м данная работа будет продолжена. Она включает актуализацию нормативно-правовой базы, проведение профилактической работы, направленной на
предупреждение несчастных случаев на производстве, приведение в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов рабочих мест, выведение их из вредных и (или) опасных условий труда, обеспечение персонала современными средствами индивидуальной защиты, повышение квалификации специалистов и многое другое.
Например, на базе подсистемы ЕК ИСУФР «Управление персоналом» продолжится совершенствование функционала по охране труда и контролю состояния промышленной безопасности организаций дороги. В настоящее время рассматривается вопрос о внедрении электронной цифровой подписи для оформления документации, касающейся охраны труда.
Анализируя выступление руководителя профильной службы, главный инженер дороги Сергей Новодворский отметил, что при выявлении причин травмирования нужно четко разделять личную неосторожность и нарушение требований охраны труда. Кроме того, он попросил при проведении мониторингов обратить повышенное внимание служб на знание работниками технических процессов и их четкое выполнение, а также на внедрение новых и развитие технологий в целом.
С докладом о состоянии промышленной и электробезопасности на магистрали выступил первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский.
– В организациях Белорусской железной дороги эксплуатируется более тысячи потенциально опасных объектов и 43 опасных производственных, которые относятся к III типу опасности. В 2021 году не допущено инцидентов и аварий при их эксплуатации, – подчеркнул Сергей Сергеевич. – Одной из основных мер по обеспечению промышленной безопасности является производственный контроль для предупреждения аварий и инцидентов, подтверждения готовности организаций к локализации и ликвидации их последствий на опасном и (или) потенциально опасном производственном объекте путем осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.
Важную роль в этом играет и автоматизированная система «Контроль состояния промышленной безопасности». Она позволяет следить за соблюдением сроков диагностики каждого потенциально опасного объекта, контролировать организацию обучения и деятельность ответственных лиц на каждом предприятии и структурном подразделении.
В 2022-м в целях совершенствования работы данной системы планируется внедрение раздела «Промышленная безопасность» подсистемы «Охрана труда и контроль состояния промышленной безопасности» ЕК ИСУФР. На данный момент согласованы все технические решения. С 1 марта должна начаться опытная эксплуатация разработки.
Для устранения причин и предпосылок, способствующих получению травм, были разработаны дополнительные меры по предупреждению электротравматизма. Дистанции электроснабжения укомплектованы новыми средствами защиты, усовершенствован процесс обучения и проверки знаний, повысилась эффективность контроля за безопасным производством работ, ужесточены требования к оформлению заявок и нарядов допусков на производство работ и не только. При этом есть нерешенные проблемы по актуализации нормативной базы в хозяйстве электрификации и электроснабжения.
В ходе обсуждения состояния промышленной и электробезопасности на Белорусской магистрали главный инженер дороги Сергей Новодворский подчеркнул важность в этих вопросах нормативно-справочной информации:
– Нужно работать над тем, чтобы она постоянно актуализировалась и была доступна для руководителей среднего звена вне зависимости от того, где они находятся: на территории предприятия, станции, участке и так далее.
В ходе совещания с докладами выступили представители служб и организаций дороги. Они проанализировали состояние охраны труда в хозяйствах, рассказали о планах и направлениях развития на 2022-й.
Например, до конца марта на станции Минск-Сортировочный должна быть введена в промышленную эксплуатацию система технического зрения, что позволит вывести работников из опасной зоны. Широкое внедрение данной разработки исключит участие персонала в проведении верхового осмотра подвижного состава, списывании единиц прибывающих поездов.
Выслушав выступающих, Сергей Новодворский отметил, что, безусловно, необходимо совершенствовать обучение людей, уделять внимание дисциплине, исключить применение дезинфицирующих средств, требующих использования СИЗов. Необходимо решать проблемные вопросы в части обеспечения безопасности во время погрузочно-выгрузочных процессов и уходить от выполнения работ в других неудобных и неподходящих местах. Данные задачи должны перед собой ставить не только в службе охраны труда и промышленной безопасности, – это один из главных критериев работы всех технических служб и главных инженеров предприятий. Службе электрификации и электроснабжения было указано на недостатки в части своевременного нормативного обеспечения организаций дороги. Поставлены задачи в 1-м полугодии закончить разработку технологических карт на все виды обслуживания оборудования и актуализации нормативных документов по охране труда, определяющих нормы безопасной эксплуатации электрифицированных участков дороги.
Особое внимание было уделено состоянию охраны здоровья тружеников магистрали в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
– В рамках охраны здоровья и профпригодности железнодорожников на особом контроле находятся обязательные медицинские осмотры, психологическое сопровождение профессиональной деятельности, учет случаев ухудшения состояния здоровья, оздоровление и санаторно-курортное лечение и не только, – отметила ведущий специалист отдела охраны здоровья службы охраны труда и промышленной безопасности Ольга Лаборчук. – В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки реализуется ряд санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение распространения острых респираторных инфекций и COVID-19. Одной из наиболее эффективных мер профилактики коронавируса является вакцинация. На данный момент ее прошли более 36% работников Белорусской магистрали.
Участники совещания отметили, что требуется уделять больше внимания состоянию здоровья железнодорожников, которые не проходят обязательные медицинские осмотры. «Сегодня потеря ведущего специалиста по состоянию здоровья – огромный пробел в деятельности всего предприятия», – подчеркнул Сергей Новодворский.
Второй частью насыщенного мероприятия стал семинар на базе локомотивного депо Полоцк. Опытом с коллегами поделился заместитель начальника управления технической политики – начальник отдела безопасности транспортной деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Юрий Дубина. Лейтмотивом его выступления стали положения Директивы № 1 Президента «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». О нововведениях законодательства в сфере охраны труда, обеспечении требований пожарной и промышленной безопасности в организациях Витебской области рассказали представители соответствующих органов госуправления. При этом всеми было отмечено, что предприятия железнодорожной отрасли на хорошем счету по части организации работы в сфере охраны труда и промышленной безопасности. Они могут служить ориентиром для тружеников других отраслей.
Как используются автоматизированные системы в охране труда, здоровья и профилактике травмирования граждан рассказал первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Сергей Посудневский. Отмечена важная роль профильного сайта, где содержится систематизированная нормативная база регламентирующих документов как дорожного, так и республиканского уровней, собраны официальные разъяснения органов государственного управления о порядке применения различных нормативных актов, широко представлены разработки служб Управления дороги, имеется несколько десятков информационных помощников и видеофильмов. В выступлении также определены основные функции разрабатываемой подсистемы «Охрана труда и контроль состояния промышленной безопасности» ЕК ИСУФР, обращено внимание на расширение задач этой разработки по сравнению с используемыми автоматизированными системами. Наглядно продемонстрированы возможности геоинформационной среды «Отраслевые атласы Белорусской железной дороги» в части предоставления сведений о здравпунктах, расположенных в организациях магистрали, а также отображения данных и другой справочной информации о случаях травмирования граждан на объектах инфраструктуры.
Вопросы осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны труда в организациях магистрали поднял главный технический инспектор труда Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Александр Новик. Он отметил важную роль общественных инспекторов в профилактике нарушений норм безопасности и личного участия непосредственно руководителей подразделений в работе по охране труда.
В рамках семинара участники также узнали о вендинговых аппаратах, предназначенных для выдачи различных средств индивидуальной защиты, инструментов, измерительных приборов, спецодежды и не только в соответствии с установленными на предприятии нормами, о защитных очках с корригирующим эффектом, необходимых работникам с нарушением зрения. Все желающие смогли примерить противоударные и химически стойкие перчатки, познакомиться со страховочными системами, которые применяются на предприятиях Белорусской и не только.
Значительный интерес у участников семинара вызвала выставка образцов современного спецоборудования, инструментов и средств индивидуальной защиты от белорусских производителей. Некоторые представлены впервые. Привлекла повышенное внимание и демонстрация работы аккумуляторного инструмента в условиях, максимально приближенных к реальным: в дождь и сильный ветер была показана разборка и сборка болтовых соединений на рельсовом стыке.
Семинар стал отличной платформой для обмена опытом, приобретения новых знаний и знакомств. Подводя итоги, начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Юрий Гимро еще раз напомнил о важности применения средств индивидуальной защиты, а также соблюдения нормативной документации и строгого выполнения технических процессов.
Анастасия МЕЛЕХОВА