Январь
Пт
17
2025

Мастер формирования поездов

Почетный железнодорожник, ветеран станции Жлобин Степан Филипченко никогда не боялся тяжелой работы. А любое дело, будь то профессиональные обязанности, общественная нагрузка или труд на приусадебном участке, привык выполнять на совесть и с присущими ему ответственностью и скрупулезностью. Степан Семенович отпраздновал 70-летие, из которых 32 года посвятил стальной магистрали.

В том, что он выбрал дело, к которому лежала душа, сомневаться не приходится. Тот, кто не способен работать в режиме цейтнота и боится сюрпризов погоды, едва ли выберет профессию составителя поездов, оставаясь ей верным на два десятилетия, и достигнет высот мастерства. Степан Филипченко неоднократно подтверждал классное звание «Мастер формирования поездов», награжден знаками «Почетный железнодорожник» и «Выдатнік Беларускай чыгункі». За эти годы обучил десятки специалистов по данному профилю. Если учесть, что именно с этой профессии многие начинают карьеру движенца, то можно считать, что Степан Семенович дал путевку в жизнь полсотне железнодорожников. И рад, что его ученики остались верны своему выбору, многие получили высшее образование и сегодня занимают руководящие должности.
Сам герой публикации пришел на железную дорогу обдуманно, взвесив все «за» и «против». До армии и год после поработал в разных организациях.
– Стальная магистраль на тот момент была едва ли не единственным градообразующим предприятием. Среди моих друзей, одноклассников было немало тех, кто трудился в узле. По их совету в 1976 году я устроился монтером в Жлобинскую дистанцию пути, а в 1983-м перевелся на станцию, стал учеником приемосдатчика грузов, – вспоминает собеседник.
Набравшись опыта и знаний, Степан Семенович «дорос» до старшего приемосдатчика, а после несколько лет был главным кондуктором. В основном ездил на грузовых составах. С 1989 года и до выхода на пенсию работал составителем поездов.
– Чем старше становишься, тем чаще вспоминаешь прошлое. Я пришел на станцию в период активного развития предприятий легкой и тяжелой промышленности района и области, – отмечает ветеран. – Производственные мощности расширяли Мозырский нефтеперерабатывающий завод и Жлобинский мясокомбинат. Объемы работы были большие, но станция справлялась, полностью обеспечивая потребности в перевозке грузов и пассажиров. Формирование и расформирование составов – процесс, в котором составитель поездов играет важнейшую роль. От оперативности и четкости его действий зависит качество маневровой работы – в первую очередь простой вагонов и график движения.
В то же время требуются постоянная концентрация внимания и ответственный подход, нужно четко выполнять команды дежурного по горке, следить за ходом вагонов, быть всегда на связи с машинистом и теми, кто в смене. Но самое главное – соблюдать и выполнять требования охраны труда. Составители поездов находятся вблизи движущегося подвижного состава, немало времени проводят на подножке тепловоза. В правилах безопасности исключений нет.
Чтобы добиться мастерства в любой профессии, по словам моего собеседника, недостаточно лишь добросовестно выполнять свои обязанности. Нужно постоянно работать над собой, читать техническую литературу, почаще советоваться с коллегами, предлагать технические новшества. Вот и Степан Семенович всегда старался повысить производительность своего труда, снизить простой вагонов и как можно больше переработать их на горке. Неслучайно ему одному из первых предложили работать в «одно лицо». Конечно, и нагрузка, и ответственность выросли. Но Степан Филипченко отлично справлялся с многочисленными обязанностями, а его смена регулярно перевыполняла эксплуатационные показатели.
На пенсию юбиляр вышел досрочно, «по горячей сетке». Но и на заслуженном отдыхе, отмечает, сидеть без дела времени нет. У него собственный дом, большой сад и огород. Своими руками глава семейства построил на участке добротную баню и различные дворовые постройки.
– Сейчас в сарае живут только курочки-несушки, а раньше держали несколько свиней и поросят, а также кроликов и гусей. К тому же земля круглый год требует к себе внимания. Так что хлопот и забот хватает. Было бы здоровье, – философски подмечает Степан Семенович. – Главное мое богатство – супруга Любовь Алексеевна, две дочери, две внучки и внук. К слову, жена 36 лет отработала в отраслевом детском садике № 36. А вот дочери выбрали другую специальность. Одна надежда на внуков – хочется, чтобы они пошли по нашим стопам и связали судьбу с железной дорогой. Стальная магистраль всегда была самой стабильной отраслью, не прекращала действовать в сложные времена. И я доволен, что в молодости сделал правильный выбор.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика