Не пасовать перед трудностями
9 февраля почетному железнодорожнику Станиславу Долонговскому исполнилось 80 лет, три десятка из которых он посвятил развитию грузовой работы в Гомельском отделении. Трудовую биографию ветерана можно сравнить с восхождением на гору, пик которой пришелся на самые сложные перестроечные годы – с 1988-го по 2003-й он возглавлял местную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ (с 2003-го «Гомельжелдортранс»).
Станислав Александрович – железнодорожник в третьем поколении. Его дед, тоже Станислав Александрович, трудился на Либаво-Роменской железной дороге. В начале ХХ века переехал в Гомель, участвовал в строительстве паровозоремонтных мастерских. В конце 30-х прошлого века родителей юбиляра командировали в Казахстан, где и родился младший сын Станислав. В Гомель семья вернулась в 1945 году.
– Отца Александра Станиславовича сначала назначили начальником аэропорта, а затем направили в Управление Белорусской магистрали, – вспоминает юбиляр. – Когда в 1953-м руководство дорогой перевели в Минск, в освободившемся здании открыли Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Так что у нас с братом Виктором (он старше меня на три года) не было сомнений, куда поступать после школы.
Станислав учился на вечернем отделении механического факультета и параллельно работал в лаборатории вуза.
В 1967-м устроился в паровозное депо бригадиром, затем был инженером. В то время на магистрали начался период активного перевода движения на тепловозную тягу. Молодой специалист с энтузиазмом и старанием применял на практике полученные знания. Все делал грамотно, четко, добросовестно. Особое внимание уделял охране труда и вопросам личной безопасности. И вполне закономерно, что в 1972 году Станислава Долонговского порекомендовали на должность старшего дорожного инспектора по котлонадзору.
– Я осуществлял государственный надзор за безопасной эксплуатацией технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. В основном это касалось грузоподъемного оборудования – кранов, вышек, подъемников-погрузчиков, паровых котлов и сосудов, – рассказывает ветеран. – Мне тогда часто доводилось бывать в командировках, выезжать с проверками. Ответственность – колоссальная, нагрузка – огромная. Но за те четыре года получил бесценный опыт.
И когда в 1976-м меня назначили заместителем начальника Гомельской дистанции погрузочно-разгрузочных работ, я уже успел досконально изучить материально-техническую базу предприятия, был в курсе проблемных мест и знал, на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Этот период трудовой биографии Станислава Александровича совпал с периодом интенсивного развития промышленности. В 1970-е в стране активно строили новые заводы, действующие предприятия наращивали выпуск продукции. Рядом с крупными станциями находились грузовые дворы и погрузочные участки, но их производственных мощностей едва хватало, чтобы перерабатывать поступающие в больших объемах строительные и инертные грузы. При этом показатели по выгрузке и погрузке отделение не просто выполняло, а ставило рекорды. Руководству дистанции предстояло провести реконструкцию и модернизацию технической базы в условиях роста объемов перевозок.
На производственных участках появились городские товарные станции. Для удобства грузовладельцев в отделении строили большие склады ангарного типа, эстакады, расширяли или сооружали новые контейнерные площадки, которые оснащали кранами различной грузоподъемности. К примеру, на грузовом дворе станции Центролит смонтировали несколько кранов с мощными захватывающими приспособлениями, способными поднять от 10 до 40 тонн. Строили также повышенные пути и реконструировали существующие. Постепенно расширялся парк погрузочно-разгрузочной техники, появлялись новые виды услуг. Развитие технологических процессов потребовало совершенствования организации труда: были созданы комплексные бригады, где грузчики овладевали двумя-тремя смежными профессиями – стропальщика, крановщика, водителя погрузчика. Такой метод оказался весьма эффективным.
– В коллективе Гомельской дистанции было более 500 человек. И по объему выполняемых операций она входила в число лидеров на Белорусской железной дороге. Наши производственные участки располагались на 12 станциях, где обеспечивались все условия для переработки различных видов номенклатурных грузов – от сыпучих до тарно-штучных и тяжеловесных, – вспоминает собеседник. – Погрузочно-разгрузочные работы велись и днем, и ночью. Поэтому поломка козлового крана считалась в прямом смысле катастрофой. Технику же мы были обязаны оперативно отремонтировать. Приходилось оставаться после смены, ночевали порой на грузовом дворе, чтобы вместе с инженерами и другими работниками вернуть машину в строй. Такие моменты стали проверкой коллектива на прочность, они способствовали укреплению командного духа. И хотя приходилось сложно, вспоминаю о тех годах с хорошими эмоциями. Ведь со мной рядом были мастера своего дела, настоящие умельцы, рационализаторы. Со многими бывшими коллегами я и сегодня общаюсь. К сожалению, уже нет в живых главного инженера Вячеслава Збаромирского, начальника мастерских Михаила Новикова, бригадира Алексея Капоты. Отличные были ребята. Только благодаря грамотности и ответственному отношению к труду людей дистанция справлялась с поставленными задачами. Ниже второго места в отраслевом соревновании среди аналогичных дорожных организаций мы не занимали.
При всей занятости железнодорожник всегда придерживался активного образа жизни. А увлечение выбрал под стать своему характеру – в очередной отпуск вместе с друзьями отправлялся в сплав на байдарках. Новый маршрут каждый раз прокладывали по незнакомым местам, за сотни, а порой и тысячи километров от дома. На многочисленных фотографиях, бережно хранящихся в семейном альбоме, запечатлены красивейшие пейзажи Дальнего Востока и Сибири. С особым удовольствием ветеран рассказывает о путешествиях в Карелию, на Байкал и Ладогу, по рекам Северная и Онега. И сколько таких удивительных воспоминаний!
С тяжелым вздохом собеседник вспоминает апрель 1986-го. Железнодорожники, в том числе и подчиненные Станислава Долонговского, принимали активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, более года механизированные бригады дистанции выезжали в пострадавшие районы и срезали вдоль путей «грязный» грунт. За проявленное мужество многие были удостоены отраслевых наград и получили статус ликвидатора. Знаком «Почетному железнодорожнику» отмечен и герой публикации.
Станислав Александрович никогда не пасовал перед трудностями, находил решения в любых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Эти качества особенно пригодились ему в годы руководства дистанцией, выпавшие на один из сложных для экономики страны и железной дороги период. Чтобы обеспечить в 1990-е годы людей работой и не допустить сокращений кадров, в дистанции расширили сферу иных видов деятельности для сторонних предприятий и населения. Железнодорожники брались за любое дело, наладили выпуск товаров народного потребления для строительства и ремонта домов, создали подсобное хозяйство, открыли швейный цех. Полученная прибыль помогла коллективу не только выстоять, но и сохранить материальную базу.
В 2003 году Станислав Долонговский вышел на пенсию, но еще восемь лет преподавал в Центре инженерного образования, охраны труда и промышленной безопасности университета имени Франциска Скорины.
Уйдя на заслуженный отдых совсем, юбиляр сменил хобби на более спокойное – рыбалку, походы за ягодами и грибами. Пока позволяло здоровье, держал пасеку. Сейчас все время хлопочет в огороде и саду своего дома, а еще немного столярничает. На радость внучкам во дворе построил мини-городок из скворечников, и теперь даже зимой за окном веселый щебет. К слову, дома еще живут два кота, немецкая овчарка и семья шиншилл. Скучать не дают.
– Моя главная поддержка и опора – супруга Вера Владимировна. Вместе уже 53 года, – рассказывает ветеран. – Вырастили и дали образование двум сыновьям – они тоже связали свою жизнь с железной дорогой. Очень рад, что одна из пяти внучек пошла по моим стопам – Алеся работает приемосдатчиком груза и багажа на станции Речица. Надеюсь, что и младшие тоже поддержат железнодорожную династию Долонговских.
Лидия
СЕРГЕЕВА