Задача – объединять
14 февраля исполнится 30 лет Совету по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. На протяжении всех этих лет в его работе принимает активное участие Белорусская железная дорога.
В 1992 году главы правительств стран СНГ, подписывая «Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств», сделали акцент на координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработке согласованных принципов его деятельности. Примечательно, что это знаковое событие произошло в Минске.
Соглашение о создании Совета приобрело особую актуальность в новых геополитических условиях после распада Советского Союза. В тот непростой период стояла задача сохранить отработанную технологию полного и бесперебойного перевозочного процесса пассажиров и грузов. Кроме того, Совет должен был сыграть ключевую роль в развитии интеграционных экономических связей на пространстве СНГ.
В том же году 20 марта решением совета глав правительств государств-участников СНГ были утверждены «Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества» и «Положение о Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества» – его исполнительного органа. Кроме того, были образованы комиссии, рабочие и экспертные группы (рабочие органы Совета).
Значение организации переоценить трудно. За прошедшие годы было подготовлено более 360 соглашений, правил, инструкций и других нормативных документов, которые регламентируют совместную деятельность по организации и международным правилам перевозок грузов и пассажиров, эксплуатации подвижного состава и содержанию технических средств. Также были созданы и утверждены на Совете нормативные правовые и технологические документы, необходимые для работы железнодорожного транспорта в межгосударственном сообщении. Но главное, что благодаря деятельности Совета удалось сохранить технологическое единство сети железных дорог, обеспечить согласованное развитие инфраструктуры и тарифной политики магистралей государств-участников Содружества.
Белорусская железная дорога принимает активное участие в деятельности организации. С момента ее создания наша магистраль была организатором нескольких заседаний Совета (в 1992-м, 1995-м, 1999-м, 2004-м, 2009-м, 2015-м и 2019-м годах), в ходе которых обсуждались актуальные вопросы взаимовыгодного сотрудничества железных дорог.
Совет способствует дальнейшему укреплению межгосударственных транспортно-экономических связей стран, участвующих в его работе. По стальным магистралям перевозят также значительные объемы транзитных грузов из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, государствами бассейна Индийского океана и Персидского залива.
Сегодня в работе Совета участвуют железнодорожные администрации 18 государств. Кроме того, наблюдателем при Совете является Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
Накануне юбилейной даты председатель Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Олег Белозёров обратился к руководителям железнодорожных администраций, входящих в Совет.
Олег Валентинович сердечно поздравил всех с 30-летием организации, подчеркнув, что Совет уверенно прошел проверку временем, зарекомендовал себя востребованной и авторитетной международной структурой.
«Его решения позволили сохранить и развивать единое технологическое и информационное пространство железнодорожной сети наших стран, выстроить эффективное взаимодействие в грузовом и пассажирском сообщении, гарантировать стабильную работу железнодорожного транспорта. Благодаря системному и согласованному подходу к вопросам межгосударственного регулирования при осуществлении железнодорожных перевозок были созданы условия для формирования рынка транспортных услуг на всем «пространстве 1520». Оставаясь действенным инструментом совместного решения комплекса практических задач в сфере железнодорожного транспорта, Совет продолжает расти и развиваться. В числе ключевых текущих и перспективных направлений – совершенствование единого правового поля, обеспечение бесперебойных и безопасных перевозок, в том числе в условиях пандемии, внедрение инновационных технических решений с высоким уровнем производительности и энергоэффективности, цифровизация», – говорится в поздравлении.
Олег Белозёров поблагодарил коллег за сотрудничество и активное участие в деятельности Совета, за неустанный труд в достижении общих целей, а также за взаимопонимание и неизменно конструктивную позицию. Пожелал руководителям и всем работникам железных дорог крепкого здоровья, благополучия и успехов в обеспечении устойчивого развития транспортного комплекса государств.