Экзамен на мастерство
Лучших специалистов технического профиля вагонных участков выбрали на Белорусской магистрали.
Дорожный конкурс профессионального мастерства собрал представителей нескольких профессий. В борьбу за победу вступили мастера, бригадиры, поездные электромеханики, слесари-электрики по ремонту электрооборудования и слесари по ремонту подвижного состава. Всего – 21 железнодорожник. Все они стали лучшими в своих отделениях. Для одних состязание оказалось дебютным, для других, можно сказать, уже традиционное мероприятие. Например, Александр Рябцев из Полоцка принимает участие в конкурсе пятый раз, не единожды становился его призером.
– Во-первых, помогает опыт (в вагонном участке почти 15 лет). Во-вторых, желание совершенствоваться, – отмечает Александр Викторович. – Быть технически грамотным для меня как слесаря-электрика по ремонту электрооборудования очень важно. Ведь пассажирские вагоны оснащены современными устройствами, которые периодически обновляются. Расти в профессии мне позволяет в том числе и этот конкурс. К подготовке отношусь очень серьезно. Если необходимо, обращаюсь за дополнительной литературой в библиотеку. Не отказывают в помощи и коллеги. Например, мастер Владимир Русецкий, который тоже сегодня здесь. Всю дорогу из Полоцка в Минск повторяли теорию, «экзаменуя» друг друга. На обратном пути обязательно обсудим задания, наиболее трудные моменты, проведем работу над ошибками.
А пока до испытания остаются считанные секунды. Как только начинается обратный отсчет, конкурсанты внимательно вчитываются в вопросы.
Для представителей каждой специальности были разработаны индивидуальные тесты, включающие 30 вопросов. Ответить на них необходимо письменно за 30 минут. Конкурсные вопросы созданы на основе служебных инструкций, нормативных документов, которые специалисты обязаны знать и применять в повседневной работе. Упор делался на выполнении должностных обязанностей, руководствах по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, обслуживании оборудования в пути следования.
Вопросы оказались непростые, в каждом до шести вариантов ответа. Нужно быть внимательным, ведь верных пунктов также может быть несколько. В таком случае важно указать все и дать полный ответ.
Когда есть знания и богатый опыт, нет повода для волнений. В этом абсолютно убежден поездной электромеханик Юрий Буглаков (Могилевский вагонный участок).
В дорожном конкурсе железнодорожник участвует в восьмой раз, является его неоднократным призером. В этом году (немного приоткроем завесу тайны) он занял первое место в своей номинации. Результат вполне закономерный. В 2020-м Юрий Владимирович удостоен знака «Выдатнік Беларускай чыгункі». В вагонном участке трудится почти 24 года. К работе относится добросовестно, приоритет для железнодорожника – обеспечение безопасности движения, недопущение отказов технических средств. Как этого добиться, лауреат премии имени машиниста В. А. Яцкевича знает точно.
– Вопросы в этом году с изюминкой. Она заключается в нескольких правильных вариантах ответа, – рассказывает Юрий Владимирович. – Чтобы добиться высокого результата, нужно серьезно подходить к подготовке: много читать, повторять инструкции и не только. Нынешним результатом, безусловно, доволен. Побеждать всегда приятно.
На втором месте среди поездных электромехаников – Сергей Бузук (Минский вагонный участок), на третьем – Андрей Лешик (Барановичи).
Победителей и призеров конкурса жюри определяло по сумме правильных ответов. Набрать наибольшее количество баллов по тестированию удалось слесарю-электрику по ремонту электрооборудования из Минска Юрию Лобачу. Это свидетельствует о его всесторонней подготовке. Вопросы были непростые, требовали знаний и анализа всей нормативной документации, а также опыта работы.
Для Юрия участие в конкурсе профессионального мастерства – дебют. Он не ожидал, что станет лучшим. Рад, что смог побороть волнение, собрался и достойно справился с заданиями тестирования. Они в большинстве своем, по словам молодого человека, были не только на знание, но и на внимательность.
– Показать хороший результат помогло то, что у меня были прекрасные преподаватели в брестском отраслевом колледже. Плюс опыт: работал проводником пассажирского вагона и поездным электромехаником, – отмечает Юрий Лобач. – Стать железнодорожником я решил еще будучи школьником. Сразу магистраль привлекала своей романтикой. А когда трудоустроился, понял, что это мое призвание.
Вторым среди слесарей-электриков по ремонту электрооборудования стал Александр Рябцев (Витебский вагонный участок), на третьем месте – Михаил Фролов (Брест), которому помимо тестирования предстояло дать ответы на дополнительные вопросы. Как и поездному электромеханику Андрею Лешику (Барановичи).
По результатам тестирования не получилось определить всех победителей и призеров состязания. Поэтому конкурсантам, набравшим одинаковое количество баллов, комиссия задавала дополнительные вопросы.
Отлично справился с этим испытанием бригадир Вадим Зарецкий (Гомельский вагонный участок). Именно он занял первое место в своей номинации. Вторым по результатам личной «дуэли» стал бригадир Виталий Валуев (Брест). Замкнул тройку призеров мастер Владимир Русецкий (Полоцк).
– Участвовал второй раз, – рассказывает Вадим Зарецкий. – В 2018-м волнение и, скорее, даже невнимательность сыграли против меня, поэтому результат был не таким высоким – занял второе место. Рад, что теперь стал лучшим по профессии.
В Гомельском вагонном участке он трудится около 15 лет. За это время проявил себя не только как профессионал, но и талантливый новатор.
В числе предложений Вадима Анатольевича, которые уже внедрены, – приспособление для очистки пространства между шпалами, способы доливки дистиллированной воды в аккумуляторные батареи. Железнодорожнику объявлена Благодарность начальника Белорусской магистрали, его фотография была занесена на Доску почета предприятия. Кроме того, он обладатель памятной медали и часов, выпущенных к 150-летию дороги. Все свои достижения собеседник посвящает семье: жене, двум сыновьям и дочери.
Победу среди слесарей по ремонту подвижного состава праздновал Юрий Филатов (Барановичский вагонный участок). На втором месте – Александр Лушкевич (Минск), третий – Михаил Белаш (Брест).
О своих достижениях Юрий Филатов говорит неохотно. Скромность – одна из черт характера этого человека. А рассказать есть о чем: лучшим по профессии железнодорожник стал в третий раз, был его серебряным и бронзовым призером. Фотография Юрия Владимировича заносилась на Доски почета – как предприятия, так и отделения.
– Быть участником конкурса профессионального мастерства ответственно. Ты не только показываешь себя, демонстрируешь уровень знаний и подготовки, но и представляешь на дорожном конкурсе родное предприятие и отделение, – отмечает Юрий Владимирович. – Я доволен результатом. Наверное, во многом потому, что много читаю, есть большой опыт (в профессии почти 20 лет), умею мыслить логически. Но все равно есть над чем работать. Нельзя стоять на месте. Поэтому особое внимание уделяю саморазвитию. Только так можно чего-то достичь.
Все победители и призеры конкурса были отмечены дипломами. Их вручил начальник пассажирской службы Александр Захаревич. Он поздравил специалистов с заслуженными наградами. Пожелал всем новых свершений, здоровья и успехов в труде.
«Вне зависимости от занятых мест вы, безусловно, настоящие профессионалы», – подводя итог конкурса, отметил Александр Анатольевич.
Анастасия МЕЛЕХОВА