Июнь
Чт
13
2024

В «полет» – соблюдая правила

Авиамодели и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – не просто интересная игрушка. Сегодня спектр их применения очень широк – от архитектуры и сельского хозяйства до картографии и фотоискусства. Они стали незаменимыми помощниками в работе многих специалистов. Но, к сожалению, не все относятся к этой технике со всей серьезностью. Генеральная прокуратура обращает внимание на административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства в этой сфере. Правоприменительная практика свидетельствует, что в Беларуси систематически допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением таких аппаратов.

Основная причина – незнание либо игнорирование владельцами (пользователями) требований законодательства по организации и выполнению полетов.
По информации Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, в воздушном пространстве в 2021 году зафиксировано 57 фактов полетов БПЛА и авиамоделей (в 2020-м – 35). В семи случаях они осуществлялись с нарушением требований национального законодательства. Соответственно, их владельцев (пользователей) привлекали к административной ответственности. Отмечается использование беспилотников при совершении уголовно-наказуемых деяний.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 № 81 «Об использовании авиамоделей», под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат. Порядок использования авиамоделей установлен соответствующими правилами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2016 № 636 (далее – Правила). В частности, для обеспечения безопасности полетов воздушных судов использование авиамоделей осуществляется на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности.

Авиамодели нельзя использовать:
– в пределах зон, запрещенных для этого, без согласования с государственными органами (организациями), в интересах которых установлены такие зоны согласно перечню (ознакомиться с графическим перечнем можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство» (http://map.nca.by/map.html);
– в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной охране»;
– на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;
– общей массой более 0,5 килограмма без соответствующей маркировки авиамодели (нанесение символов, букв, цифр посредством гравировки или с применением средств, стойких к атмо-сферным воздействиям, что осуществляется ее владельцем).
Использование авиамоделей в воздушном пространстве Беларуси осуществляется без разрешений органов Единой системы организации воздушного движения (Единая система формируется из соответствующих военных и гражданских органов). Они не подлежат государственной регистрации.
Пользователь авиамодели обязан:
– выполнять требования, предусмотренные вышеуказанными Правилами;
– соблюдать правила ее эксплуатации и выполнять требования безопасности, предусмотренные производителем (изготовителем) авиамодели;
– принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физического лица (индивидуального предпринимателя) или имуществу юридического лица.
Наиболее широко в Республике Беларусь используются беспилотные летательные аппараты. Согласно ст. 1 Воздушного кодекса, БПЛА – воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту.

БПЛА осуществляет полет вне условий визуального контакта с ним, посредством FPV-очков, ноутбука, планшета, мобильного телефона, иного устройства.

Необходимо отметить, что в силу требований п. 103 Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Беларуси, утвержденных постановлением Государственного комитета по авиации нашей страны и Министерства обороны № 7/30 от 01.06.2004, полеты БПЛА над населенными пунктами, за исключением сельских, запрещены.

Аэрофотосъемка, согласно п. 2 Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров от 04.11.2006 № 1471, – это фото- и видеосъемка во всех областях оптического спектра поверхности Земли и объектов, находящихся на ней, с использованием фотоаппарата (видеокамеры), установленного на стабилизационной платформе летательного аппарата, выполняющего полет в воздушном пространстве, с фиксацией получаемого изображения на любых носителях информации.
Получение указанного разрешения на практике осуществляется бесплатно, в короткие сроки. Заявление для получения разрешения на проведение аэрофотосъемки можно подать в электронном виде посредством электронной почты afs@mod.mil.by, при этом файл с заявлением должен иметь расширение «*.pdf».

Чтобы выполнить в нашей стране официальный полет беспилотника, его владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства Республики Беларусь (далее – ИВП) в центр Единой системы организации воздушного движения. Подача названных документов осуществляется посредством системы «Интернет-Заявка» РУП по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» (https://fpl.ban.by/#/auth) через личный кабинет после предварительного заключения договора на обслуживание с указанной организацией. Правила составления заявок на ИВП определены в Авиационных правилах от 03.03.2014 № 5/4.
Обязательным условием в случае выполнения беспилотником полета с одновременным осуществлением аэрофотосъемки является наличие у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил. Информация о наличии такого разрешения указывается в плане полета или заявке на ИВП.
Получение разрешения на аэрофотосъемку не влечет за собой автоматического получения разрешения на ИВП.
Координаты опасных зон, в пределах которых допускаются полеты БПЛА, приведены в соответствующем перечне (приложение 2 к постановлению Минобороны Республики Беларусь от 09.11.2020 № 26). Ознакомиться с графическим представлением данного документа можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство» (http://map.nca.by/map.html).
В текущем году Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь планируется принять Авиационные правила по эксплуатации БПЛА и дистанционно пилотируемых воздушных судов гражданской авиации. С учетом взлетной массы указанных летательных аппаратов предусматривается процедура их регистрации, сертификации и учета, а также профессиональная подготовка операторов беспилотных летательных аппаратов и их допуск к управлению.
Таким образом, нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность (ст. 18.35 КоАП) в виде предупреждения или наложения штрафа (на физическое лицо – в размере до 20 базовых величин, а на юридическое – до 50). Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года карается штрафом: для физического лица в размере от 10 до 50 базовых величин, для юридического лица – от 20 до 100.
В настоящее время национальным законодательством прямо не предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по ст. 147, 149, 153, 155, 218, 219, 314, 339, 289 либо иным статьям Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Также обращаем внимание, что положения Указа главы государства от 05.06.2019 № 215 позволяют военнослужащим (сотрудникам) воинских формирований и органов внутренних дел, работникам военизированной охраны применять специальные средства, оружие, боевую и специальную технику по пресечению полетов беспилотных летательных аппаратов (авиамоделей), которые совершаются в нарушение действующего законодательства.

По заданному курсу

Если говорить о дроне как об устройстве, которое управляется удаленно, первым такую идею представил известный ученый Никола Тесла. Он не просто теоретизировал, а зарегистрировал патент, в котором говорилось о транспортном средстве, управляемом при помощи радиоволн. Исследователь разработал концепцию боевых дронов, которые, как он считал, смогут усмирить воинственный дух наций и прекратить войны благодаря угрозе применения «безошибочной и неограниченной разрушительной силы».
Демонстрацию первого в мире радиоуправляемого дрона Никола Тесла провел в 1898 году в пруду Мэдисон-сквер-гарден. Большинство идей, предложенных ученым, получило дальнейшее развитие, что привело к появлению дронов в их современном виде.
Одним из первых стал «Автоматический аэроплан Хьюитта-Сперри», созданный в 1917 году. При этом он не имел радиоуправления, для полета по заданному курсу его создатели настраивали гироскопы, которых на борту было два.
К слову, происхождение слова «дрон» до сих пор вызывает споры у лингвистов. И все же принято считать, что это название возникло в середине 1930-х, когда в мире появились низко летающие бипланы. Они гудели, словно пчелиный рой (drone в переводе с английского – «трутень»). Сходство этих аппаратов с трутнем действительно было поразительным: они не могли маневрировать или ускоряться, при этом издавали характерное монотонное жужжание.
Эпоха современных невоенных дронов, как считают специалисты, началась в 2006 году. Именно тогда Федеральная авиационная администрация США одобрила полеты небольших пользовательских беспилотников.
Правительственные организации отслеживали при помощи таких систем распространение пожаров, изучали ситуацию в эпицентре катастроф (таких, как землетрясения, наводнения и т. п.). Коммерческие компании изучали состояние нефтепроводов, посевов и морских угодий (наблюдали за перемещениями косяков рыбы) и т. д.

Яндекс.Метрика