Достойный уровень знаний
На базе Могилевского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров прошел отраслевой конкурс среди мастеров восстановительных поездов, машинистов кранов и помощников машинистов кранов за звание «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте».
В город на Днепре своих представителей направили все восстановительные поезда магистрали. Среди участников испытаний как заслуженные работники, так и новички. Но тем не менее по условиям конкурса у каждого из них за плечами должно быть не менее пяти лет трудового стажа по выбранной профессии.
Выявить лучших среди железнодорожников должно было беспристрастное компьютерное тестирование. За ходом испытаний наблюдала комиссия под председательством первого заместителя главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов Николая Улащика. Также в ее состав вошли старший ревизор по безопасности движения поездов Вадим Шляга, заместитель начальника – главный ревизор по безопасности движения поездов Могилевского отделения Антон Давидович, начальник восстановительного поезда Молодечно Збигнев Кобак, начальник Могилевского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Дмитрий Мащиц и преподаватель Вячеслав Печеньков.
Первыми за мониторы сели машинисты кранов восстановительных поездов. Им предстояло дать ответы на 221 вопрос по 11 темам. Они касались Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь, требований безопасности при выполнении работ, законодательства в области охраны труда, пожарной и электробезопасности, оказания первой помощи пострадавшему и т. д. На то, чтобы дать один ответ, отводилось не более минуты. Сами же вопросы компьютер выбирал произвольно из обширной базы.
В результате среди машинистов кранов лучше всех с заданиями справился представитель восстановительного поезда Гомель Александр Беспятый. Он правильно ответил на 219 вопросов из 221, затратив на это чуть более 20 минут. Примечательно, что Александр Григорьевич участвовал в конкурсе и в прошлом году, показав тогда третий результат. Второе место у представителя восстановительного поезда Волковыск Алексея Филёнчика. За 24 минуты он дал верные ответы на 218 вопросов. Третье место занял Александр Горошко, который представлял восстановительный поезд Молодечно. Его результат – 216 вопросов за 25 минут 21 секунду.
Конкурс продолжился, и в борьбу включились помощники машинистов. Их уровень знаний также порадовал членов комиссии. В итоге в тройку лидеров вошли уже опытные конкурсанты, которые не впервые занимают призовые места. Так, на третьей позиции разместился представитель восстановительного поезда Волковыск Андрей Савко. За 29 минут 35 секунд он правильно ответил на 216 вопросов из 221. На два точных ответа больше у его коллеги из Витебска Андрея Муравьёва – 218. При этом железнодорожник продемонстрировал не только отличные знания, но также выдержку и быструю реакцию: задания он прошел за 17 минут 22 секунды! В минувшем году представитель этого восстановительного поезда также занял второе место на конкурсе профмастерства. Лидером же в этот раз стал помощник машиниста крана восстановительного поезда Осиповичи Геннадий Савельев. Его результат – 219 правильных ответов за 23 минуты 8 секунд. Геннадий Михайлович был победителем и в 2021 году. Осиповчане регулярно занимают призовые места в конкурсе «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». С положительной стороны стоит отметить уровень подготовки, который ежегодно демонстрируют витебские и осиповичские специалисты.
– В апреле будет 20 лет, как я тружусь в восстановительном поезде Осиповичи. В отраслевом конкурсе участвую уже в шестой раз и четырежды занимал первое место. В прошлом году ответил правильно на все вопросы, а в этот раз немного переволновался – все-таки коллеги из Витебска и Волковыска серьезные конкуренты, – делится Геннадий Савельев. – Готовился к конкурсу буквально ночами и рад, что мои труды не прошли даром. Результатом я доволен.
Во второй соревновательный день проверку знаний проходили мастера восстановительных поездов. Именно они отвечают за безопасность выполнения всех работ, соблюдение норм охраны труда, поддержание в исправном состоянии техники и многое другое. Требования к этим специалистам всегда высокие и поэтому тестирование было достаточно сложным. Оно делилось на два этапа. Первый – на знание устройства кранов. Он состоял из 300 вопросов и охватывал такие разделы профессиональных знаний, как «Общие требования для работы грузоподъемных кранов», «Эксплуатация кранов», «Знаковая сигнализация», «Установка кранов», «Нормы браковки элементов кранов и грузозахватных приспособлений» и другое. Второй этап требовал ответов на 90 вопросов и должен был обеспечить проверку знаний в области Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь. Победителя и призеров определяли по сумме баллов двух этапов.
Высокий класс продемонстрировал мастер восстановительного поезда Полоцк Сергей Чернухин. Его показатель составил 347 баллов – именно столько было дано правильных ответов.
– В конкурсе профмастерства участвовал в четвертый раз и три года подряд становился победителем среди мастеров восстановительных поездов, – рассказывает Сергей Васильевич. – Пожалуй, наиболее сложным был второй этап – на знание Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь, так как этот раздел включает в себя большое количество вопросов. Хотя для каждого участника программа выбирает лишь 90 из них. Помогли подготовка, знания и опыт. На дорогу я пришел в 2000 году, а в восстановительном поезде работаю с 2011-го.
На второй позиции с результатом 313 баллов – мастер восстановительного поезда Витебск Вячеслав Добряков. А Дмитрий Жиляков из Жлобина правильно ответил на 298 вопросов и замкнул тройку лидеров. Все победители конкурса награждаются дипломами и денежной премией.
– Хочу отметить, что в этом году конкурсные задания претерпели определенную корректировку. Как известно, подготовку участники вели в том числе с использованием специальной программы, которая есть в распоряжении восстановительных поездов. Чтобы наиболее объективно проверить знания в рамках конкурса, мы изменили порядок подачи вопросов, не меняя при этом их тематику. Все это усложнило процесс, о чем свидетельствует и отсутствие 100%-го результата в тестах, хотя в предыдущие годы победители регулярно отвечали верно на все вопросы. Очевидно, что принятые меры были правильными, а конкурсантам есть к чему стремиться, – резюмировал первый заместитель главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов Николай Улащик.
– Уровень подготовки участников постоянно растет, – поделился мнением начальник Могилевского подразделения Дорожного центра Дмитрий Мащиц. – Конечно, уже образовался крепкий костяк участников, которые не первый раз приезжают на конкурс. И это действительно лучшие из лучших. Но есть и новички, которые также показывают достойный уровень знаний. Заметно, что руководство восстановительных поездов ведет целенаправленную подготовку специалистов не только к конкурсу, но и к выполнению своих профессиональных обязанностей в целом.
Очередной конкурс завершился, выявив имена лучших. Он стал не только ареной для соперничества, но и площадкой для проверки знаний, обмена опытом. И, конечно, хорошим стимулом для самосовершенствования. Это уже традиционное соревнование неслучайно получило прописку в городе на Днепре. Могилевское подразделение Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров – единственная структура образования на дороге, где проходят обучение машинисты кранов и помощники машинистов кранов на железнодорожном ходу.
Елена ВЕТРОВА