Январь
Вт
21
2025

С магистралью – крепкими узами

…Основатель трудовой династии железнодорожников Сикорских Федор Андреевич родился в 1896 году в Могилевской губернии. Человеком на то время он был образованным (за плечами 7 классов), но о работе на магистрали даже не мечтал. Вместе с отцом пахал землю, сеял и убирал хлеб, помогал родителям растить братьев и сестру. Жилось несладко.

Паровоз-памятник Эм726-23, установленный на станции Осиповичи

Великую Октябрьскую социалистическую революцию молодой человек встретил с надеждами на перемены. Вступил в комсомол, принимал участие в создании колхоза, 7 лет работал бригадиром. И вдруг в одночасье Федор Андреевич круто изменил свою жизнь и переехал в город – узнал, что в паровозное депо станции Осиповичи нужны люди. В 1924 году его приняли на работу кочегаром паровоза и уже через несколько дней он отправился в свою первую поездку.

Федор Андреевич Сикорский

Работать приходилось в очень сложных условиях. Нужны были не только физическая сила (за смену приходилось бросать в топку немало угля), но и смелость, трудолюбие. Вместе с машинистом он отвечал за сохранность груза, а в округе свирепствовали банды. Но это Федора Сикорского не испугало. Он трудился кочегаром, затем помощником машиниста. Его ставили в пример, поощряли. В 1936 году Федор Сикорский встал за правое крыло локомотива. Вместе с товарищами он принимал активное участие в социалистическом соревновании, неоднократно в нем побеждал. За добросовестный труд Федора Андреевича наградили нагрудным знаком «Отличный паровозник».
Жизнь налаживалась, в депо поступали современные, более мощные паровозы. Но началась Великая Отечественная война. На Восток в эвакуацию пошли поезда с людьми, оборудованием, народно-хозяйственными грузами. Машинист Федор Сикорский в составе паровозной колонны НКПС водил к фронту составы во время битв под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Железнодорожник был награжден медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Александр Федорович Сикорский

Закончилась война, и Федор Сикорский вернулся к мирной жизни, продолжил честно и добросовестно трудиться, водил паровозы. В 1953 году он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Отработав на железной дороге 33 года, в 1957-м Федор Андреевич вышел на заслуженный отдых. Но даже находясь на пенсии, ветеран часто приходил в родное депо, интересовался успехами товарищей.
Пошел по его стопам и сын Александр. Интересно, что молодой человек практически повторил трудовой путь отца: после освобождения Беларуси в 1944 году 17-летний юноша работал кочегаром паровоза. Через 11 лет стал помощником машиниста крана (ПК-6). Работал в этом качестве 12 лет, затем 13 лет – машинистом-инструктором по крановому хозяйству в локомотивном депо Осиповичи. За добросовестный труд был награжден нагрудным знаком «Отличный паровозник».
В его трудовой книжке одна запись о приеме на работу, ни одного взыскания, а только десятки поощрений, в том числе юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медаль «Ветеран труда» и знак «Отличный работник Белорусской железной дороги». Отдав магистрали 44 года, Александр Федорович трудился в депо еще 13 лет после выхода на пенсию, передавая свой богатый опыт и знания молодежи.

Владимир Александрович Сикорский

Дело деда и отца продолжил Владимир Александрович Сикорский. Пришел в локомотивное депо в 1969 году. Затем была служба в армии. Вернувшись, поступил в Гомельский техникум железнодорожного транспорта, после окончания которого в 1973-м его приняли в локомотивное депо Осиповичи слесарем по ремонту подвижного состава. Через три года безупречной работы его назначили бригадиром по обслуживанию паровозов. Затем был мастером промывочного цеха, а в 1991-м назначен мастером подъемки в восстановительном поезде Осиповичи. Работы было много, но трудностей он не боялся.
В 1997 году стал заместителем начальника, а в 2002-м и начальником восстановительного поезда. Особенно запомнилась Владимиру Александровичу середина 1990-х, когда фиксировались факты схода с рельсов подвижного состава. И во всех случаях работники восстановительного поезда действовали быстро и грамотно. Труд Владимира Сикорского был оценен по достоинству: ветеран железнодорожного транспорта награжден наручными часами, его фотография была занесена на Доску почета локомотивного депо. Имеется Почетная грамота Управления Белорусской железной дороги. Отработав 44 года на магистрали, в 2013-м он ушел на заслуженный отдых.
Железнодорожницей стала и вторая половинка Владимира Александровича – Лариса Александровна (вместе они уже 46 лет). Ее трудовой стаж – 33 года.
Работа на магистрали пришлась по душе и их сыновьям – Александру и Сергею, правнукам основателя династии Федора Сикорского.
Сергей трудится в Осиповичской дистанции пути дорожным мастером 6-го околотка на станции Несета. В 2013-м и 2017-м ему были объявлены Благодарности начальника Могилевского отделения, а в 2020 году фотография железнодорожника появилась на Доске почета предприятия. Супруга Сергея Владимировича трудится бухгалтером в Осиповичском вагонном депо.

Александр Владимирович Сикорский

Старший сын Александр сейчас работает оператором КИПиА в котельной локомотивного депо Осиповичи. На вопрос, чем притягивает железная дорога, он ответил так:
– Осиповичи – крупный железнодорожный узел, а с магистралью у нашей семьи очень крепкие связи: здесь работали наши родные – прадедушка, дедушка и бабушка, родители. Мы нисколько не жалеем о таком выборе. Это уже стало семейной традицией. Часто собираемся за общим столом, и, конечно же, говорим о работе, новой технике, поступающей на дорогу. С интересом читаем публикации в газете «Железнодорожник Белоруссии», с ней мы дружим долгие годы. Как-то подсчитали семейный стаж на магистрали – более 210 лет! У нашего отца Владимира Александровича три внука – Захар, Егор, Евгений и внучка Александра. Как знать, может, в будущем кто-то из них продолжит наше дело. А пока они часто просят рассказать о работе на железной дороге и такой интерес нас только радует.

Георгий АЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика