В поездку – с комфортом
Составляющих хорошего путешествия на поезде очень много, но главное – комфорт, высокий уровень сервиса и безопасность в пути следования. С такой задачей безупречно справляются подразделения Гомельского вагонного участка, который в эти весенние дни отмечает 35-летие.
Неоднократно на протяжении своей истории коллектив предприятия становился победителем отраслевого соревнования. Трижды удостаивался высокой дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича. Еще несколько раз – его отдельные работники. А по итогам 2021-го в числе ее лауреатов – заместитель начальника предприятия Руслан Суворов и коллектив участка по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов. Это еще раз подтверждает тот факт, что гомельчане держат высокую планку мастерства и профессионализма, а уровень культуры обслуживания в поездах местного формирования всегда достойный. За минувший год нарушений безопасности движения поездов, отказов технических средств, повлекших задержку поездов и отцепку вагонов в пути следования, не было.
Со специалистами участка по ремонту электрооборудования пассажиры напрямую не контактируют. Работа поездных электромехаников, аккумуляторщиков, слесарей-электриков, радиомехаников от них скрыта и, как говорится, находится в тени. Но именно грамотные и своевременные действия этих людей во многом гарантируют спокойствие и порядок во время поездки.
– Комфорт пассажиров в большей части зависит от исправности электрооборудования. И это не только освещение и доступ к розеткам, чтобы подключить гаджеты и подзарядить мобильные устройства, – отмечает начальник участка Павел Амусин. – Летом очень важны исправные установки кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции, зимой – системы электрического отопления. Кроме того, в зоне ответственности специалистов нашего участка еще более сотни электросхем, различных приборов, узлов, расположенных как внутри, так и снаружи вагона.
Приписной парк предприятия насчитывает порядка двухсот вагонов: 4 спальных (СВ), 64 купейных, 109 плацкартных и 19 с местами для сидения. Один приспособлен для путешествия людей с ограниченными физическими возможностями и довольно часто востребован. Более трети оборудованы системами кондиционирования воздуха, свыше 90% – стеклопакетами и столько же – преобразователями тока для подключения к электросети различных бытовых приборов. Весь подвижной состав имеет жесткие переходные площадки, что исключает травмирование пассажиров при перемещении из вагона в вагон. Своевременно, в соответствии с межремонтным сроком и пробегом, они проходят деповской ремонт (ДР), капитальный первого и второго объемов (КР-1 и КР-2) на Минском вагоноремонтном и Гомельском вагоностроительном заводах. Так, с начала года деповским отремонтирован 21 вагон, капитальным (КР-1) – 11. Кроме того, специалисты Гомельского ВСЗ в 2020 году выполнили капитально-восстановительный ремонт (КВР) еще двух единиц подвижного состава. В ходе такого обновления проведен полный «апгрейд»: установлены новые узлы и механизмы, система энергоснабжения заменена с действующей 54В на 110В. Здесь все сделано для удобства пассажиров: имеются системы климатического контроля, обеззараживания воды и воздуха, экологически чистые туалетные комплексы, информационные табло, увеличено количество розеток, а индивидуальное освещение осуществляется с помощью светодиодных светильников. Во всей современной технике досконально разбираются работники участка по ремонту электрооборудования.
Ежедневно в Гомельском вагонном участке формируют порядка 8 – 10 составов с разным количеством подвижного состава. С лета прошлого года после длительного перерыва возобновлено железнодорожное сообщение между белорусским областным центром и Москвой, а также Санкт-Петербургом и Адлером. В среднем, в течение года вагон преодолевает порядка 300 тыс. километров. Нагрузка немалая, а значит, состоянию всех приборов и агрегатов, узлов и оборудования – особое внимание. Процесс подготовки к рейсу подвижного состава многоэтапный, но отработан местными специалистами до мелочей. Перед каждым отправлением вагоны проходят техническое обслуживание в объеме ТО-1. А это порядка 50 единиц ежедневно. Источники электрической энергии (генератор, аккумуляторные батареи), преобразователи напряжения и частоты тока, аппаратура управления, установки пожарной сигнализации и пожаротушения, потребители электрического тока, система контроля нагрева букс – каждый узел и агрегат должен работать в пути следования как часы.
– На случай непредвиденной ситуации состав в рейсе обслуживает поездной электромеханик, – продолжает Павел Леонидович. – Специфика его работы требует особой внимательности независимо от того, что приходится ремонтировать: электрооборудование, кондиционеры, систему отопления или внутреннее оборудование. А еще он знает массу различных технических навыков, благодаря которым быстро устраняет возникшую неполадку. Потекла труба, заклинило дверь, барахлит кондиционер – все это надо исправлять на месте. Замечания фиксируют в журнале установленной формы. А при проведении ТО-1 на них обращается внимание в первую очередь.
Кроме того, на станциях, где стоянка более 10 минут, поездной электромеханик совместно с работниками вагонного хозяйства осматривает подвагонное оборудование: ящики с аккумуляторными батареями, подвагонный генератор и его привод, датчики системы контроля нагрева букс (СКНБ) и многое другое, надежность крепления.
Специалисты участка по ремонту электрооборудования также принимают непосредственное участие в подготовке вагонов к летним и зимним пассажирским перевозкам в объеме ТО-2 . К предстоящему сезону необходимо обслужить 140 единиц подвижного состава. Еще порядка 20 вагонов в месяц, согласно графику, отправляется на единую техническую ревизию (ТО-3). Внимание также уделяется тележкам, колесным парам, автосцепному и автотормозному оборудованию.
Для качественной подготовки составов к рейсу в участке есть необходимое оборудование и стенды. Здесь активно обновляют ремонтную базу, закупают запчасти, инструменты, энергосберегающую технику. Широкое применение находят и новаторские идеи местных умельцев. Но успех в первую очередь зависит от профессионализма и опыта работников, уверен Павел Леонидович.
– Премия имени машиниста В. А. Яцкевича – это высокая планка мастерства, производственный плацдарм, закрепившись на котором, можно и нужно двигаться дальше в осуществлении пассажирских перевозок на самом высоком уровне, – отмечает собеседник.
В коллективе участка трудятся профессионалы различного профиля: инженер-электроник, два бригадира, три радиомеханика, восемь аккумуляторщиков, 27 поездных электромехаников и 25 слесарей-электриков. Большинство из них работают на предприятии уже более 20 лет. За это время многие трудились на разных должностях и стали специалистами-универсалами. Среди них и мой собеседник. Павел Леонидович на магистрали с 1996 года. Был поездным электромехаником и слесарем-электриком. А с 2010-го – старший мастер участка по ремонту электрооборудования. В 2016-м стал победителем дорожного конкурса профмастерства.
– К слову, дипломы за первое место в разные годы получали многие мои коллеги. Не стал исключением и 2022-й: бригадир Вадим Зарецкий лучше всех справился с конкурсными заданиями, – отмечает Павел Леонидович. – Он не только ас своего дела, но и талантливый новатор. Немало работников участка отмечены высокими отраслевыми наградами. Знаки «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени вручены Андрею Франюкевичу и Виктору Довгалю. А обладатель звания «Ганаровы транспартнік» инженер-электроник Александр Греченок об электроснабжении расскажет лучше любой энциклопедии. Это высококлассный профессионал, на счету которого десятки рацпредложений. Более того, с ним советуются даже профильные специалисты предприятий, с которыми мы работаем. И таких кадров у нас немало.
Лидия
СЕРГЕЕВА