Январь
Пн
13
2025

Как всегда – на высоте!

Фирменному поезду № 2/1 Минск – Москва «Беларусь» сегодня исполняется 60 лет. Легендарная «двойка», которую заслуженно называют визитной карточкой нашей страны, как и десятки лет назад, остается востребованной, а путешествие на ней – комфортным и запоминающимся. Во времена БССР, в период, когда на Белорусскую железную дорогу поступали первые тепловозы и завершалась электрификация первого на магистрали участка Минск – Олехновичи, этот поезд тоже стал первым среди фирменных.

Фирменный поезд, связав две столицы, словно предсказал будущее развитие дружеских отношений братских стран. Символично, что его юбилей совпадает с празднованием Дня единения народов Беларуси и России, который был учрежден спустя 34 года после того, как первый состав отправился в путь.
– Это действительно исторический поезд, своеобразный флагман, который не только определяет Белорусскую магистраль, как надежного перевозчика, но и олицетворяет дружескую связь между нашими странами, – отмечает заместитель начальника пассажирской службы Управления дороги Константин Бояр. – Это современный подвижной состав из вагонов локомотивной тяги, обеспечивающий высокий уровень обслуживания и полный комплекс услуг для пассажиров. В числе последних общественные и политические деятели, артисты театра и кино, знаменитые спортсмены, которые выбирают его для поездки из одной столицы в другую.
Константин Николаевич обращает внимание, что этот поезд всегда был популярен. За 60 лет курсирования в сообщении Минск – Москва – Минск на нем проследовали более 11 млн. пассажиров. Только в 2021 году его услугами воспользовались порядка 200 тыс. жителей Беларуси и России. Спрос есть и сегодня.– Этот поезд самый узнаваемый, – подчеркивает Константин Бояр. – Это комфортный проезд в ночное время, где можно спокойно отдохнуть, выпить кофе, чай, встретить интересных людей, позаниматься своей работой.
…60 лет назад первый фирменный поезд был сформирован из вагонов Московской железной дороги и передан в эксплуатацию Белорусской магистрали. Приемка проходила в Белокаменной под руководством начальника поезда Виктора Михайловича Ходоша – потомственного железнодорожника с большим опытом работы. 2 апреля 1962 года первый фирменный состав Белорусской железной дороги торжественно отправился из Москвы в Минск в свой первый рейс. Он сразу выделялся на фоне других белорусских составов. В те годы пассажирские вагоны окрашивали в зеленый цвет, тогда как первый белорусский фирменный получил темно-синюю ливрею с белой полосой, а также белые надписи «Москва – Минск» и «Экспресс» на бортах каждого вагона. Спустя некоторое время, в том же 1962 году, поезд официально назвали «Белоруссия».
Поначалу первый состав обслуживали две бригады: от Минска до Москвы – белорусская, от Москвы до Минска – российская. Вскоре Белорусской железной дороге передали второй состав фирменного поезда, и он полностью перешел на обслуживание поездных бригад нашей магистрали. По маршруту курсировали два состава из 16 вагонов. Благодаря безупречному сервису, чистоте и уюту в вагонах, профессионализму и доброжелательности проводников, поезд «Белоруссия» быстро стал популярным.

Проводники поездной бригады «двойки» под руководством начальника поезда
Владимира Базылева

Одним из проводников первого фирменного поезда, который следовал из Минска в Белокаменную, была Роза Ставер. К тому моменту она уже имела определенный опыт, работала в том числе и на московском направлении. Роза Антоновна вспоминает, что стать проводником первого фирменного поезда было почетно. Отбор в команду – строгий, все должны были быть комсомолками, отличниками производства. Ответственность молодую девушку не страшила,
а наоборот, вызывала интерес к работе.
– В числе наших знаменитых пассажиров были депутаты, артисты, спортсмены. К примеру, первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров, актриса Людмила Хитяева, неоднократная рекордсменка мира Мария Иткина, – вспоминает ветеран.
Проводники не только тщательно следили за собственным внешним видом, но и наводили лоск в вагоне, вплоть до того, что начищали эмалированные буквы фирменного названия. И тогда, как, впрочем, и сейчас все было с иголочки. Роза Антоновна трудилась на фирменном более трех лет. Затем работала в вагонном участке в разных должностях. Но и тогда часто, но уже в роли пассажира, ездила на любимой «двойке». Раз в год брала железнодорожный билет и в отпуск отправлялась к родным в Кемеровскую область. А до Москвы добиралась только на хорошо знакомом поезде.

Пассажиров встречает проводник пассажирского вагона Екатерина Баслык

Есть что рассказать и другому ветерану Минского вагонного участка – Любови Фадеевой. Предприятию она посвятила более 40 лет, из них 16 была проводником фирменного поезда.
– Вернуть бы молодость – и вновь в проводники на «двойку»! – с задором говорит Любовь Александровна.
Окончив с отличием в 1975 году столичное железнодорожное училище, она совсем скоро отправилась в свой первый рейс на фирменном. Попала в поездную бригаду Альберта Гербаша – строгого человека, но профессионала с большой буквы. Опыт, полученный в новом коллективе, помог девушке стать хорошим специалистом, почувствовать себя увереннее. Иркутск, Архангельск, Мурманск – еще много других далеких направлений позже освоила железнодорожница, но до сих пор греют душу воспоминания о работе на «двойке».

Поездная бригада фирменного поезда «Белоруссия» на перроне вокзала станции Минск-Пассажирский, конец 70-х годов ХХ столетия

Тепло отзывается о том времени и Евгения Купчик – тоже в прошлом проводник. История Евгении Станиславовны на «двойке» началась в 1969 году и длилась девять лет. Она с уважением и благодарностью вспоминает начальника поезда Владимира Пархомчика, который для своей команды стал настоящим отцом – заботливым и внимательным.
– Все девять лет я трудилась в спальном вагоне, много было постоянных пассажиров, каждого знала по имени, – рассказывает ветеран. – Бригада у нас сложилась хорошая, дружная. И хоть работа была тяжелая, но мы не боялись ее, старались держать марку. В свободное время брали экскурсии по Москве, да и просто гуляли. Помню, как пешком ходили с Белорусского вокзала до Красной площади. Из-за формы серого цвета в городе нас нередко путали со стюардессами.
В памяти председателя ветеранской организации Минского вагонного участка Галины Шульдовой навсегда остался снежный март 1973-го, когда она в качестве проводника совершила первую поездку на фирменном.
– «Москва… как много в этом звуке…» – именно эти пушкинские строки вспомнились мне, когда подъезжала к Белокаменной. Это было 21 марта. Нас встретил заснеженный город, очень красивый, – делится Галина Васильевна. – Волнение присутствовало. Помню эпизод: в Смоленске выходил солдат, и я ему забыла вернуть билет. Вовремя спохватилась, догнала его на перроне и успела отдать проездной документ… Рано утром проводнику надо было разжечь топку и два титана, подать чай пассажирам. Ответственно готовили и вагоны в рейс. Но каждая поездка для нас была праздником, настоящим событием. Мне нравилось общаться с людьми, узнавать от них что-то новое…
Позже Галина Шульдова стала начальником фирменного поезда.

– Однажды приезжаем на Белорусский вокзал, а он весь усыпан солью. Оказалось, что Никита Михалков снимает фильм «Сибирский цирюльник», а соль заменила снег, – с улыбкой рассказывает ветеран.
…В апреле 1994 года по решению Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества поезд получил название «Беларусь» и подтвердил свой фирменный статус.
Сегодня «Беларусь» ежедневно курсирует по маршруту Минск – Москва – Минск. В одну сторону он преодолевает расстояние 750 км. Расписание движения поезда составлено с учетом комфортного для пассажиров времени отправления и прибытия. Так, с вокзала станции Минск-Пассажирский он отправляется в 22.10 и прибывает в Москву в 8.15. В обратном направлении «двойка» покидает Белокаменную тоже в 22.10 и в столице Беларуси она уже в 7.25. В пути следования три остановки: в Орше, Смоленске и Вязьме. В ее составе курсируют плацкартные, купейные и СВ вагоны, а также вагон-ресторан.
Обслуживают «Беларусь» посменно четыре поездные бригады Минского вагонного участка под руководством Владимира Бурноса и Владимира Базылева, Виктора Апанасевича и Дмитрия Рабыкина – а это более 70 проводников.
– Для пассажиров созданы все необходимые условия, которые делают поездку максимально комфортной и приятной. Вагоны оборудованы современными системами кондиционирования, освещения, обогрева, аудио и видеоаппаратурой, электронными табло, холодильниками, микроволновыми печами и многим другим. В каждом вагоне есть доступ к беспроводной сети Интернет, – рассказывает Владимир Базылев, который возглавляет поездную бригаду юбилейного поезда уже 16 лет. – В пути следования к услугам пассажиров чай, кофе, кондитерские изделия, соки, горячие наборы питания и другое. В вагоне-ресторане – широкий ассортимент блюд и напитков белорусской кухни, которые по желанию доставляем в купе.
Владимир Геннадьевич подчеркивает, что попасть в команду фирменного поезда непросто – тщательный отбор. В числе требований – опыт работы по специальности не менее двух лет. Каждый участник поездной бригады должен быть аттестован на право обслуживания фирменных поездов.
В свое время успешно прошла все испытания проводник пассажирского вагона Екатерина Баслык. Ее «фирменная» история длится тоже немало – 11 лет.

– На работу всегда иду в хорошем настроении и с улыбкой, быть частью бригады знаменитого поезда очень почетно, – признается девушка. А вот у Владимира Бурноса в нынешнем году есть личный повод для гордости: исполняется 20 лет, как он руководит одной из поездных бригад «двойки».
– Для меня это значимая дата. Приятно, что она совпадает с юбилеем «Беларуси», ведь работе на этом поезде отдано много сил и энергии, – признается Владимир Владимирович.
В столичном вагонном участке он с 1989 года. Попробовать силы на магистрали собеседнику посоветовала теща Мария Пискун, которая тоже когда-то была начальником знаменитого фирменного поезда. Симферополь, Адлер, София, Прага и другие – список направлений, которые в качестве проводника обслуживал Владимир Бурнос, довольно внушительный. С «двойкой» он познакомился, когда был проводником. Наработав солидный опыт начальником поезда, железнодорожник вернулся на этот легендарный подвижной состав.
– Я живу в ритме нашего поезда. Даже свое 50-летие встретил в поездке. Да и дома, по привычке ночью просыпаюсь в то же время, когда в смену выхожу на станциях, – говорит железнодорожник.
…Время идет, обновляются вагоны, расширяется спектр доступных пассажирам услуг, но есть то, что остается неизменным на протяжении многих лет. Это высокое качество обслуживания, за что очень благодарны железнодорожникам пассажиры.
– В Минске бываю часто, всегда стараюсь купить билет на фирменный поезд, – рассказывает москвичка Евгения, прибывшая на «Беларуси» в нашу столицу. – Это очень удобно, своего рода «гостиница на колесах». Отдых и сон отличные, в купе спокойно, уютно и комфортно. На следующий день еще и вкусным завтраком накормят, и ты бодр и полон сил, идешь по своим делам, а вечером на нем же возвращаешься домой. Проводники вежливые, доброжелательные, внимательные. Что еще нужно?!
И таких положительных отзывов у каждой из четырех поездных бригад «Беларуси» множество. А не это ли лучшее доказательство того, что «двойка» и спустя годы по-прежнему на высоте?

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика