Против дефектов – с отличным эффектом
Одним из важнейших направлений повышения безопасности движения и экономической эффективности работы вагонного хозяйства является развитие системы неразрушающего контроля.
Специалисты профильных лабораторий Белорусской железной дороги регулярно участвуют в проверках квалификации по программе «Контроль механических свойств и дефектов металлов, сплавов и сварных соединений», провайдером которых выступает Белорусский государственный институт метрологии.
В нынешнем году были организованы такие мероприятия по магнитопорошковому, вихретоковому и феррозондовому методам на базе УП «Белгазпромдиагностика» и ОАО «Минский вагоноремонтный завод».
Представители профильных подразделений из всех отделений, а также Конструкторско-технического центра, Минского вагоноремонтного завода, Гомельского вагоностроительного завода исследовали образцы со скрытыми дефектами.
– В настоящее время никто не возьмется оспаривать значимость применения неразрушающего контроля как важнейшего средства обеспечения технической безопасности транспортных перевозок. Специалистами вагонного хозяйства накоплен значительный опыт проведения испытаний, позволяющий на начальных стадиях выявить и устранить дефекты в объектах железнодорожного назначения, – отметила технический эксперт БелГИМа Зоя Стаховская. – Однако возможности применения методов неразрушающего контроля далеко не исчерпаны. Участие в программах подтверждения компетентности является ценным инструментом обеспечения достоверности результатов своей производственной деятельности.
Первичным методом при неразрушающем контроле колесных пар и цельных узлов подвижного состава является визуальный осмотр. Помимо самого простого применяются и другие, позволяющие определить скрытые дефекты: вихретоковый, ультразвуковой, акустико-эмиссионный и магнитный – магнитопорошковый, феррозондовый.
– Магнитопорошковый весьма эффективен при поиске наружных, невидимых невооруженным взглядом дефектов, в первую очередь трещин. Вихретоковый же метод помогает обнаружить малейшие дефекты и с высокой точностью определить их глубину, – продолжил тему начальник лаборатории неразрушающего контроля Жлобинского вагонного депо Денис Будник. Его подразделение – в числе сильнейших на магистрали, а специалисты имеют более 70 сертификатов II уровня компетентности по всем применяемым методам контроля.
Феррозондовый является одним из видов магнитного контроля и основан на обнаружении и измерении магнитного поля рассеяния над дефектом в намагниченной детали с помощью феррозондового преобразователя.
– В основном он применяется для выявления дефектов в боковых рамах и надрессорных балках тележки вагонов. Обладает многими преимуществами и служит для выявления как поверхностных, так и подповерхностных нарушений сплошности, – рассказал дефектоскопист вагонного депо Брест Артем Семенюк. Мой собеседник – опытный диагност. Он неоднократно принимал участие в дорожном конкурсе профессионального мастерства и входил в тройку лучших.
На Белорусской магистрали такой метод используется на Гомельском вагоностроительном заводе и еще в шести вагонных депо, занимающихся ремонтом тележек и продлением их срока службы: в Минске, Молодечно, Жлобине, Витебске, Полоцке и Бресте.
Специалисты этих подразделений железной дороги успешно прошли межлабораторные сличения по феррозондовому виду контроля в Минске на базе Инженерного Центра подготовки УП «Белгазпромдиагностика». С целью подготовки высокопрофессиональных специалистов в области неразрушающего контроля Белорусская железная дорога давно и тесно сотрудничает с центром. За 13 лет работы организации здесь подготовили к сертификации более 5 тыс. специалистов по различным методам неразрушающего контроля, в том числе 900 в секторе «железнодорожный транспорт».
Достойный уровень квалификации и профессионализма продемонстрировали все участники межлабораторных сличений. Представители подразделений неразрушающего контроля вагонного хозяйства и профильных заводов справились с поставленной задачей. И специалисты, и руководители этих подразделений выражают благодарность УП «Белгазпромдиагностика» и ОАО «Минский вагоноремонтный завод» за техническую и организационную поддержку и плодотворное сотрудничество.
Лидия СЕРГЕЕВА